?

Log in

No account? Create an account

Записки несостоявшегося этнографа

Повседневная жизнь в фотографиях


Previous Entry Share Flag Next Entry
Рассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев
cheger
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался,
и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов

(Мф. 2:16).


     Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: "Проповедь Иоанна Крестителя", "Перепись в Вифлееме", про которое мы уже говорили и "Избиение младенцев".  На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться. В ней описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета — вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие - проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

     Однако это произведение примечательно тем, что у Брейгеля есть два варианта этой картины: один – со страшными сценами убийства младенцев воинами, вторая... Давайте поподробнее разберемся по этому поводу ниже, ведь эти различия делают картины совершенно разными!
 photo collage10.jpg



    Детали картины мы будет рассматривать на версии с младенцами. На ней, как это обычно делал Брейгель, изображена простая фламандская деревушка, куда пришли вооруженный люди, выискивающие и закалывающие младенцев  в самом центре села перед глазами грозного всадника в черных одеждах. Вот она
photo origin.jpg

Теперь давайте немного препарируем картину и рассмотрим все по деталям.

На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.
 photo 1.jpg

Повсеместно  на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться - вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.

Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель
 photo 2.jpg

У кого-то воин уже забрал дитя
 photo 3.jpg

А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома - для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина...
 photo 4.jpg

Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается...
 photo 5.jpg

Здесь мать буквально в предобморочном состоянии
 photo 6.jpg

Мать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом
 photo 7.jpg

Мать горюет над убитым ребенком...
 photo 8.jpg

    Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам - им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?
 photo 9.jpg

На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воином
 photo 10.jpg

Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты,  заступиться за простолюдинов
 photo 11.jpg

Убитые горем родители
 photo 12.jpg

Родителей запугивают собакой
 photo 13.jpg

По указке рыцарей люди выламывают двери
 photo 14.jpg

и лезут в окна
 photo 16.jpg

Здесь, как я понял, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет - он как раз только что вошел в дом.
 photo 17.jpg

Тут, видимо, жители деревни тоже умоляют местного представителя знати заступиться за них
 photo 19.jpg

Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках матери
 photo 20.jpg

Центральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают
 photo 21.jpg

    За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды - Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность - обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня.
 photo 22.jpg

    А вот сравнение со второй версией картины. Видите разницу? Второй вариант - с грабежом в деревне, где младенцы заменены на домашних животных и продукты. Но как ни старался художник замаскировать кровавые сцены убийств,  из-под домашних животных видны ручки убитых младенцев.
 photo collage1.jpg


 photo collage2.jpg


 photo collage3.jpg


 photo collage4.jpg

 photo collage6.jpg


 photo collage7.jpg

Надо отметить, что Брейгель все же не везде стер или заменил младенцев, в некоторых сценах они остались.
 photo collage8.jpg


 photo collage9.jpg

Ещё одна важная вещь - Брейгель заменил бородатого мужчину на рыцаря, от чего в нем больше не стал угадываться Ирод.  photo collage5.jpg

    Да и и флаг он поменял на более определённый - на золотого испанского льва. Все это делает второй вариант картины более конкретным: здесь явно изображена сцена, уже не образно олицетворяющая то, как испанская корона грабительски и варварско относилась к оккупированной ей в то время Голландии.


 photo 2.jpg --->  photo 2016-02-17_1427.png

    Исходя из всего этого, я хотел бы поспорить с распространённым мнением того, что вторая версия картины была перерисована, чтоб не показывать так много жестокости. Как мне кажется, перерисовано это было не из-за тонкой душевной организации заказчика, а наоборот - он хотел, чтоб Брейгель показывал все не аллегорически, а напрямую, он хотел, чтоб картина изображала не библейский сюжет, а буквально журналистское изображение жестокости испанцев.

Ещё по теме:
Рассматриваем Брейгеля: Жатва
Рассматриваем Брейгеля: Перепись в Вифлееме
Рассматриваем Брейгеля: Вавилонская башня



Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||


Posts from This Journal by “Брейгель под присмотром” Tag


Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Я всегда считал, что в качестве Ирода на первой картине - герцог Альба. Это противоречит Вашей версии.


совершено верно, только на первой версии это завуалировано и одежда больше выдает древнего царя, недели средневекового герцога, на второй же полноценный Альба в доспехах

Edited at 2016-02-17 12:40 pm (UTC)

Очень интереснно!!! как будто на экскурсии в Третьяковке побывала

Спасибо Вам огромное!! Вы озвучиваете чуть ли не каждый сантиметр картины, и она начинает говорить.. Это очень здорово! А сюжет конечно ужасен...

Очень интересный пост, спасибо. Но у меня, как у человека, совершенно не искушенного в вопросах искусства, возникает такой вопрос - а как вообще появились эти одинаковые картины? Я была уверена, что каждая картина уникальна и существует в единственном экземпляре, а оказывается - это совсем не так.

ну я тоже не искусствовед, но думаю, просто кто-то увидел первый вариант и тоже захотел такую, Брейгель и ему написал

Действительно, художники часто повторяют удавшуюся картину, тем более, когда есть заказчик. Знаменитый "Квадрат" Малевича существует в 6 экземплярах.

Брейгель как исторический источник

По одежде героев картины. Про крестьян понятно. А вот воины - очень по разному одеты. У кого-то обычные штаны, у кого-то двухцветные "лосины" в обтягон, у кого-то художественно порваные "бриджи". Это действительно так разнобоисто одевались в то время? (время Брейгеля имеется в виду).

Re: Брейгель как исторический источник

думаю да

Re: Брейгель как исторический источник

Конечно. Вояки поначалу одевались за свой счёт. Потом, когда получали жалование, уже могли прикупить экипировку.

Re: Брейгель как исторический источник

Дело не в способах снабжения. Дело в фасонах - у солдат они очень разнообразные для одной эпохи. По сравнению с теми же крестьянами. Да и такой факт тоже интересен: вокруг герцога стоят конные латники, а по деревне бегают одетые в непонятно что "гопники". Это означает, что было два сорта воинов - типа дружины и остальное отребье.

Re: Брейгель как исторический источник

Отребье, или сволочь (из истории эпохи ПетраI -те, кого удавалось собрать, сволочить на строительство Петербурга) жили подачками, выслуживаясь перед герцогом.

доброго времени)
не знаю полезны ли мои комментарии или нет... но поделюсь, хотя и не искусствовед...
брейгель часто писал несколько вариантов своих картин...
отредактированное полотно - это вариант картины создан для королевской коллекции, через десять лет после ее завершения она перешла во владение габсбургов, и император рудольф II приказал изменить детали картины. теперь она находится в лондоне.
вариант картины, который цензуре подвергнут не был мы видим таким, каким брейгель написал его изначально. в настоящее время находится в вене.

Что скажете о таком варианте? Похож на тот, что с детьми (в Вене), но по некоторым деталям (слева - собака, расположение птиц), больше тянет на лондонский. Этот вариант в Мюнхене был замечен в старой пинакотеке.
https://scontent.fhen1-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/15826110_1299365496793198_4826022940930343555_n.jpg?oh=47b2c650537272d8e75de804e8639675&oe=58EC1B0B

Edited at 2017-01-04 07:28 pm (UTC)

действительно похоже на лондонский.
но я мало что могу сказать вразумительного о дрезденской галерее и брейгеле.
вроде бы у них большая коллекция яна брейгеля...
а в мюнхенской старой пинакотеке есть картина питера брейгеля страна "страна лентяев".
копий с питера брейгеля писали довольно много.
пожалуй самый известный из копиистов - его сын питер брейгель младший.
иногда картины отца и сына путают.
у младшего палитра ярче и гораздо точнее проработаны детали.

Edited at 2017-01-05 12:29 am (UTC)

спасибо, насчёт Дрездена я тут в пылу новогодних праздников ошибся ) именно эту картину видели только в Мюнхене. Я для себя сделал вывод, что это какая-то поздняя работа, основанная на двух первых вариантах - и старшего, и младшего. Поэтому было бы очень интересно узнать, за чьим авторством висит это полотно в Мюнхене.

Кстати, дополнительно к этому классному разбору оставлю здесь информацию с английской Вики, коротко рассказывающей о 4 (!) вариантах этого полотна, двух разобранных и двух, о которых нет упоминаний в разборе (3-й из Эрмитажа и 4-й из Румынии). Тот, что в Мюнхене, таким образом получается или 3-4 или вообще пятый вариант.

The version by Bruegel the Elder in the Royal Collection was acquired by Holy Roman Emperor, Rudolph II, and was in Prague by about 1600. He disliked the graphic scene, which depicted many infants being slaughtered, and had the children painted over with details - small objects including food and animals - so that it became a scene of plunder not a massacre of babies. The later overpainting became apparent during conservation work in 1998, and Lorne Campbell identified the painting in the Royal Collection as the original version by Bruegel the Elder. This version may have been looted from Prague by a Swedish army in 1648, during the Thirty Years' War: it was in the collection of Queen Christina by 1652, and came into the British Royal Collection when it was acquired by Charles II at Breda in 1660. It is signed "BRVEGEL" 1565-67, and measures 102 × 155 centimetres (40 × 61 in).

The version at the Kunsthistorisches Museum in Vienna was long thought to be the original by Pieter Bruegel the Elder. It was in the Neue Burg in the early 17th century, and given to the Gemäldegalerie in 1748. It is now thought to be a copy by his son, Pieter Breughel the Younger, or his studio. As it has not been overpainted, it allows a reconstruction of the original. It is signed "BRVEG". A version signed by Breughel the Younger and dated 1593, one of his earliest known paintings, is held by the Musée des Beaux-Arts in Lons-le-Saunier.

Another copy signed ".BRVEGEL. 15.." was in Sweden, and then in the Hermitage Museum, before being sold by the early Soviet government. It was sold in Paris in 1979, at Sotheby's in 2005, and then at Christie's in 2012 for £1.8m, as by Pieter Breughel the Younger.

A further version at the National Museum of Art of Romania in Bucharest is signed 'P. BRVEGEL'. A version sold at Sotheby's in 2009, with provenance in Belgium and the Netherlands, also attributed to Pieter Breughel the Younger, was sold for £4.6m

и вам спасибо)
действительно интересные уточнения, особенно про 7 (а то и 14) версий этого полотна руки питера брейгеля младшего.
возможно, что появление упоминания этого полотна в собрании старой пинакотеки связано с проведением там какой-то тематической выставки...

Спасибо огромнейшее за столь интересную статью!а как обьяснить, что у копьеносцев Ирода крест ордена Гроба Господня? Здесь нет протиаоречия?

Спасибо. Благодаря Вам Брейгель становится понятнее.

Обратил внимание, что "конники Ирода" похожи на кавалеристов другой картины Брейгеля - "Путь на Голгофу", где они изображают солдат Пилата. Отличием является лишь чёрная окантовка туник.

P.S. Спасибо за эту подборку о Брейгеле. Давно хотел нечто подобное в книжном эквиваленте)

Помните, что Питер никогда не был иллюстратором. Его стиль - брать известный всем сюжет, но вкладывать в него собственные мысли и одновременно тщательно маскировать их. Смысл его работ будет легче понят, если помнить о том, что Питер презирал религии.
Здесь речь совсем не о испанском завоевании.
Прямой смысл картины просто кричит: религия, опирающаяся на власть античеловечна. Или иначе: никакие умозрительные идеи не стоят того, чтобы ради них убивать маленьких.
Между прочим это и есть подлинный смысл вирфлеемской истории, когда только из-за то го, что две религии не сошлись в мелочах, устроена бойня детишек. И то же самое теперь между суннитами и шиитами.

Добрый день! Вторая картина, где дети заменены на горшки и животных, это картина Брейгеля старшего. Это оригинал, который параллелит террор, устроенный герцегом Альбой в Нидерландах, с избиением младенцев. А переделана она уже позже (там были младенцы и герцог Альба изначально, но поверх наложен слой краски) потому, что была куплена Габсбургами, чей предок как раз и послал туда герцога Альбу и устроил весь этот террор.
А вот картина с младенцами это Брейгель младший, который писал копии с картин своего великого отца. И писал он ее с оригинала или с эскизов отца, поэтому она сохранила оригинальный замысел.
Такой вот ребус)

  • 1