Антон Афанасьев (cheger) wrote,
Антон Афанасьев
cheger

Category:

Нижегородское старообрядчество: Пафнутий, Лев и Феодосия

    Как я уже рассказывал, Устный керженский синодик содержит довольно большое количество имен, так или иначе связанные с керженскими дебрями, и, в частности, с так называемой Семибратской долиной  - долина реки Санохты, являющейся притоком Керженца. Сюда, по преданию, пришли и поставили кельи семеро соловецких монахов: Арсений, Никанор, Онуфрий, Парфений, Софонтий, Трифилий, Адриан.

    А одним из оплотов старой веры в Керженском крае на протяжении веков была деревня Ларионово, расположенная при слиянии рек Черная и Белая Санохты, образуя единую реку. Топоним "Черная" старообрядцы объясняют тем, что в этих местах жили чернецы-монахи, а чуть выше архиепископом Нижегородским Питиримом был основан Рождественский монастырь. 

    Гидроним "Белая" иной раз произносят как "Беглая" - здесь, мол, селился беглый люд, ушедший в леса от тягла. Название же деревни Ларионово постоянно встречается в документах, связанных со старообрядчеством. Так, в 1713 г. боярский человек Лаврентий Баторов подал два доносительных письма, в которых писал, что в "Керженской волости Казанской губернии Балахонского уезда есть починки Ларионов, Семенов и многие другие, а между тех починков лес и по тому лесу селются всякого чина люди, сходцы с Москвы и с разных городов... Податей никаких не платят», а идут они в те края «от брадобрития».

    Сегодня я покажу места, где жили и захоронены ещё три человека, чьи имена упоминаются в этом синодике
 photo IMG_4880_1.jpg



    Первой на моем пути оказалась могила и часовня Пуфнутия. Расположена она на одном из старых старообрядческих кладбищ, довольно далеко от деревни.  Сама деревня сегодня, как и большинство деревень, относительно близко лежащих в городам, населена лишь летом - дачниками. Постоянных жителей тут совсем не много
 photo IMG_4916.jpg

По дороге то и дело попадаются кресты. Что они значат  - я так и не понял, видимо, путевой крест.
 photo IMG_4858_1.jpg

    Очень часто по пути попадаются места, изрытые кабанами. Позже, пообщавшись с охотниками, я узнал, что вот так напороться на кабана в чистом боле - нереально. Они очень чуткие животные и никогда не идут навстречу с человеком. А более страшных зверей тут и не водится...
 photo IMG_4863_1.jpg

После километр-полтора дороги попадаешь на кладбище. По голбцам понятно - староверское.
 photo IMG_4867_1.jpg

На нем и располагается покосившаяся часовенка с могилой. Состояние её совсем плачевное, того и дело смотри упадет.
 photo IMG_4880_1.jpg

    Пафнутий - инок-схимник, который жил на рубеже XVII—XVIII веков, больше про него особо ничего и не известно... Его могила, как и остальные могилы иноков, когда то здесь живших, посещается чаще всего по праздникам.

    У часовне надгробье аккуратно огорожено досками, отчего выглядит оно как колода - способ, которым часто хоронили староверов, особенно на русском севере.  За крестом стоят несколько икон, свечи.
 photo IMG_4896.jpg

От ликов на иконах ничего не осталось, на некоторых лишь оклады сохранились.
 photo IMG_4870_1.jpg

    Дальше еду в деревню Малое Зиновьево, которая в общем-то и является "столицей" Семибратской долины, выигрывая даже у Ларионова. Тут постепенно строят старообрядческую церковь, но средств практически нет, поэтому дела идут не очень быстро...
 photo IMG_4921.jpg

Одна их прихожанок церкви рассказывает мне, как пройти к могилам Льва и Февронии. Правда про самих этих людей она ничего и не помнит уже.
 photo IMG_4944_1.jpg

К сожалению, в деревне есть и такие дома, однако именно Малое Зиновьево - одна из немногих деревень Семеновского района, которая довольно неплохо себя чувствует.
 photo IMG_4960_1.jpg

    Могила Льва находится на северном кладбище. До него ведет очень красивая тропинка вдоль реки. Хорошо, что хоть не по лесу, где от комаров просто некуда деться, на лугах вокруг вьются лишь слепни.
 photo IMG_4971.jpg


 photo IMG_4977.jpg

    Лев - инок-схимник, жил и похоронен на северной окраине современной деревни. Сейчас вокруг места его захоронения находится деревенское кладбище. Некоторые могилы здесь ещё начала прошлого века. Кстати, что редкость, на голбцах и крестах этого кладбища ещё сохранились прибитые меднолотые иконки и кресты, которые на большинстве других кладбищ и скитов давно повыковыривали мародёры. Про металлопластику я как-нибудь напишу отдельно.
 photo IMG_5018.jpg

    На его могиле, как и на остальных могилах когда то живших в этих местах иноков и инокинь, стоит большой крест. Насколько я понял из разговоров с местными, ставил все эти кресты житель Малого Зиновьева, Авдей Маслов, про него я как-то уже рассказывал.
 photo IMG_5012.jpg

    На другой стороне деревни находится ещё одно кладбище, где располагается могила Феодосии. Феодосия - иноко-схимница, которая жила также в начале XVIII в и имела большое уважение живших вокруг старообрядцев.
 photo IMG_5056.jpg


 photo IMG_5093.jpg

Специально для портала Русска Вера
Первая часть



Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Tags: Нижегородская область, Нижний Новгород, Россия, путешествия, скиты, староверы, фото
Subscribe

Posts from This Journal “староверы” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments