Антон Афанасьев (cheger) wrote,
Антон Афанасьев
cheger

Category:

Балахнинский музей: солеварение, иконы, изразцы и многое другое

     Побывав первый раз в Балахне, я не смог попасть в местный краеведческий музей, так как у него странный режим работы - выходной у него не понедельник, как у всех нормальных музеев, а суббота. Пришлось ехать ещё раз, и не зря - музей в Балахне оказался довольно интересным, особенно тем, что здесь представлена экспозиция, посвящена соледобыче - самому раннему промыслу этого города, собственно, на соледобыче город и был основан. А посмотреть и послушать о том, как наши предки добывали  "нефть средневековья" можно лишь в нескольких музеях страны! Собственно, если вам так же интересны эта тема - обязательно почитайте этот пост - в нем использован текст книги, посвящённой этому промыслу, из которого можно узнать много преинтереснейших фактов.

    Кстати, остатки рассолоподъемных труб можно до сих пор видеть в маловодье на Волге! Весной, несмотря на то, что воды в этом году критически мало, я все равно ни одну из них не увидел, придется ухать осенью.

    Так же в музее представлены и другие промыслы Балахнинского уезда: литье колоколов, изразцы, выдувание стекла, пряничные доски, донца для прялок...

photo IMG_9423-2.jpg photo IMG_9481-2.jpg photo IMG_9453-2.jpg



    На протяжении нескольких веков главным промыслом Балахны являлось солеварение. Даже само возникновение города исследователи ставят в прямую зависимость от соляных источников. Город возник и развивался как поселение солеваров. В духовной грамоте Владимира Андреевича Серпуховского, которая датируется 1401-1402 гг., будущая Балахна именуется как «Соль на Городце», что явно указывает на специфику занятий населения - соляной промысел.

    Многие русские соледобывающие центры имели в своем названии слово «соль». Таковыми были Соль Переяславская, Соль Галицкая, Соль Вычегодская, Соль Камская, Солигалич. Как отмечал Михаил Николаевич Тихомиров, соль рано сделалась предметом торговли, она приносила солепромышленникам определенную прибыль, верный доход.

    Балахна (Соль на Городце) была единственным центром соледобычи в Нижегородском Поволжье. В силу этих причин жизнь балахонцев была полностью подчинена солеварению. По выражению краеведа Снежневского город «был только тенью усолья». Малейшие колебания в промысле отражались на Балахне и на благосостоянии ее жителей, в зависимости от успехов солеварения город то богател, то беднел. С.А. Архангельский писал, что «все в ней (Балахнё) было связано с соляным промыслом, начиная от многочисленных церквей, которые были построены солепромышленниками. и, кончая убогой кельей бобыля, который работал на тех же промыслах».

    Домашние емкости для соли из бересты
photo IMG_9427-2.jpg photo IMG_9444-2.jpg

    Добыча соли в Балахне осуществлялась из местных подъемных рассолов, которые находились в слоях синеватого цвета сланцев, на глубине более 25 саженей (50 метров) В других соляных центрах источники находились гораздо глубже: Соли Камской — 80 метров, в Тотьме —180 метров. Однако, балахнинский рассол был слабее по концентрации. Профессор Н.Ф. Филатов указывает и на «горчину» балахнинской соли».

План соляных варниц
 photo IMG_9429-2.jpg

   В 1536 г. в Балахне строится крепость, город становится административным центром обширного уезда. Получив защиту, балахонцы с этого времени стали иметь возможность развивать соледобычу, накапливать средства для вложения в то же солеварение, а с уничтожением Казанского ханства, соляные комплексы Балахны больше не сжигаются, не уничтожаются татарами. В 16 веке соляная торговля была делом более прибыльным, чем даже виноторговля. Потребителем соли было как городское, посадское, так и более многочисленное сельское население. Исследователь средневековых цен А. Г. Маньков, указывает, что для всего 16 века характерен очень высокий уровень цен на соль. Так на Вологодском рынке хлеб стоил 5—10 денег за пуд, а соль — 6 денег, а иногда, в 50—70-е годы и до 10 денег (Скрынников Р. Царство террора, С. 218).

   Именно в силу финансовой заинтересованности царь Иван Грозный взял Балахну, наряду с другими центрами солеварения, в 1565 г. в опричнину, получив, таким образом, соляную монополию. 16—17 века стали периодом расцвета балахнинского солеварения.

    Усолье в лучшие годы своего существования давало 1700 тыс. пудов соли (в год) (Филатов Н. Ф. С. 80). Число рассолоподъемных труб в 17 веке изменялось незначительно: 29  в 1618 г., 31 - в 1628 г., 33 - в 1674 г.
Каждая труба имела свое название, например, Попадья Большая, Толстуха Большая, Толстуха Малая, Наугольная, Андреевская, Золотуха, Лунинская и другие. Труба отличались по количеству добываемого рассола — от 400 до 900 бадей. При каждой трубе находились 1-3 варницы, где соль вываривали, поэтому варниц на Балахнинском Усолье было больше, чем труб: 73 — в 1618 г., 62 — в 1628 г., 86 — в 1674 г.

    Рассольные трубы и варницы в Балахне находились в индивидуальном владении. Но кроме частных лиц их владельцами в разное время были московские цари, боярин Воротынский, князь Д.М. Пожарский, монастыри и церкви, купцы...

Останки рассолоподъемных труб, которые нашли во время благоустройства городской набережной и бадья, которой поднимался рассол.
photo IMG_9432-2.jpg photo IMG_9440-2.jpg

    Крупными церковными владельцами рассолов были Балахницский Вознесенский собор, Спасская церковь, Балахнищжий мужской Покровский монастырь, Троице-Сергиев монастырь, Успенский монастырь в Гороховецком уезде (Фролищева пустынь), Амвросиев Николаевский Дудин монастырь Нижегородского уезда...

    Признаки упадка балахнинского солеварения можно заметить уже в конце 17 века в виде недействующих труб и варниц. Значительный удар промыслу был нанесен указом Петра Первого от 26 марта 1705 г., вводившем казенную монополию на соль и требовавшем сдачи ее в казну промышленниками по твердым ценам - по 5 копеек за пуд. Поставленные в невыгодные условия, мелкие  солевары стали быстро разоряться. Выдержали это мероприятие  только крупные солевары. Таковыми в Балахне были Осокины и  Латухины, на которых держалось солеварение в 18 веке. Представители этих династий оставили в балахнинской, да и в российской 2 истории весьма значительный след.

    В XVIII веке соляной промысел в Балахне то запрещался, то вновь разрешался. С 1753 по 1782 годы солеварение было запрещено. Рассольные трубы были запечатаны. 27 июня 1782 г. правительство Екатерины Второй солеварение в Балахне разрешило и первым, кто его возобновил, был Яков Латухин. Купец 1-й гильдии, торговец и солепромышленник, он был и собирателем древних рукописей. По большей части они достались ему по наследству, причем в его собрании были чрезвычайно редкие, уникальные рукописи. Яков Петрович и его сын Николай переписывались с известным историком и писателем Н.М. Карамзиным. Яков Петрович передал Карамзину список так называемой «Степенной Книги» (Книга Степенная царского родословия), уникального памятника Древней Руси. Этот список так и стал называться «латухинским».

Макет подъемной системы
 photo IMG_9433-2.jpg

    В  1785 г. впервые в балахнинской истории начал действовать казенный соляной завод. Добыча рассола должна была осуществляться из рассольных труб, которые ранее принадлежали монастырям, а в 1783 г. были отобраны в казну. В результате размена части рассолов за казенным заводом было оставлено 10 рассольных труб:
    1. Толстуха Большая
    2. Поддымная
    3. Киселиха
    4. Опалиха
    5. Климентовская
    6. Подугольная
    5. Якимовская
    8.9.10. Трубы Близнецы.

Казенный соляной завод представлял из себя целый производственный комплекс: 7 амбаров с рассольными трубами и машинами!

    Кроме производственных строений был сооружен директорский комплекс, включавший в себя дом директора конюшни, амбары и т.д.

    Однако завод себя не оправдал. Если предполагалось, что в год будет добываться 200 тысяч пудов сухой соли, то лишь в 1786 было столько выварено, а в 1788 г., например, выработка снизилась до 71 тыс. пудов. Частные солепромышленники тоже не смогли выварить то количество, которое им было указано. Особые трудности представляла заготовка дров, которые стоили очень дорого. Наемных рабочих при крепостном строе тоже была нехватка. По указу правительства от 14 июня 1793 г. на завод повелевалось отбирать рабочих из «праздношатающихся тунеядцев», «не плательщиков государственных налогов». Именно в их число чуть было не попал Василий Баранщиков, который смог избежать этой плачевной участи благодаря изданию своих знаменитых «Путешествий».

    Большие трудности послужили причиной прекращения солеварения. Балахнинская соль не могла конкурировать с более дешевой элтонской и пермской. В 1792 г. частные лица прекратили выварку соли, а казенное солеварение прекратилось чуть позднее, в 1804 г. Казенное имущество было распродано на торгах очень дешево.

    Балахнинское солеварение прекратило свое существование. Балахнинцы были вынуждены обратиться к другим занятиям и промыслам. Некогда богатейший преуспевающий город, центр солеварения и торговли в Поволжье Балахна ко второй половине XIX века превратилась в небольшой уездный город, со слабо развитой промышленностью. Балахнинские соляные комплексы со временем были разрушены. В настоящее время сохранилось несколько рассолоподъемных труб XIX века, из которых во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. добывали соленую воду, горьковатую на вкус. Эти крупицы знаменитого балахнинского прошлого крайне необходимо сохранить, хотя бы как память о «Ба- лахонском Усолье»

Рассол                                                                                                                     Небольшая варница
photo IMG_9434-2.jpg photo IMG_9424-2.jpg

    Вообще, изначально крепость в Балахне была дерево-земляной протяженностью 1,1 км. Земляные укрепления состояли изо рва, затопленного водой. Деревянные укрепления состояли из стен и башен. Городские стены, высота которых  колебалась от 5 до 7 метров, были построены из деревянных срубов, заполненных землей. Наверху стен имелась довольно широкая площадка. Отсюда во время штурма города защитники бросали в нападавших стрелы, копья, камни.

    Вооружение балахнинской крепости в 1574-75 годах: на башнях находилось 20 пушек, в подвалах хранилось более 10 тысяч каменных и железных ядер.
 photo IMG_9447-2.jpg

Ворота крепости
 photo IMG_9449-2.jpg

Знак городского головы и деталь его кресла
photo IMG_9454-2.jpg photo IMG_9451-2.jpg

Велосипед конца 19 века местного велосипедного клуба
 photo IMG_9457-2.jpg

Так же в Балахне процветало производство колоколов
 photo IMG_9459-2.jpg


 photo IMG_9477-2.jpg


 photo IMG_9460-2.jpg

В Коневе Балахнинского даже в советское время функционировал стекольный завод
 photo IMG_9461-2.jpg

Особо стоит рассказать обо мной так любимой глухой резьбе по дереву.

   Этот тип резьбы был распространен с середины XVIII в. до начала XIX века. Сначала она украшала волжские суда - барки и расшивы, откуда и происходит её второе название «барочная резь». Крупная, сочная,
|рассчитанная на рассматривание с дальнего расстояния, её выразительность - в высоко выступающем над поверхностью фона скульптурном рельефе, который помимо чистой декоративности нёс в себе и различную символику. Так, растительный орнамент являлся символом цветущей природы, композиции в которые входили звери, птицы, цветы символизировали щедрость, плодородную силу Земли. Резные изображения львов, русалок, сказочных чудовищ служили раньше оберегами, охранявшими человека и его жилище от злых духов. Сказочная птица Сирин была символом счастья, обещанием радости и благополучия.

    «Это резное искусство развилось в волжском судостроении. Нынче, когда  прежние разукрашенные расшивы, мокшаны и коноводки вытесняются постепенно пароходами и баржами и корабельные резчики стали работать по деревням, ставни, наличники, карнизы и подкрылки к избам они вырезаютс большим вкусом». - В.Даль

    Резьба пряничных досок на Руси получила своё развитие в XVII век|, когда из дальних стран стали привозить пряности, необходимые для  пряничного теста. В XVII-XIX веках пряничное дело было распространённым народным промыслом (относилось к разряду мелких промыслов). О пряниках часто упоминалось в сказках и былинах. Печатные пряники служили лакомством не только для детей, но и для  взрослых. Они изготовлялись разных размеров: от самых мелких «закусочных», до «аршинных», больших - «именинных» или «подарочных» - огромные, пышно украшенные, весом на несколько пудов. Особенно славились - тульские, вяземские и городецкие.

    Прядильное донце - вещь обязательная в каждом крестьянском доме. Городецкий, Балахнинский, Василёвский (Чкаловский) районы всегда были районами льноводческими, донец требовалось много, так и возник  донечный промысел в ряде селений северной части Городецкого района Нижегородские донца (донья), представляют собой широкую лопатообразную доску с полукруглым обрезом на передней части и с  фигурно вырезанным гнездом для гребня, на зубья которого надевалось расчёсанное волокно льна или конопли.
photo IMG_9464-2.jpg   photo IMG_9465-2.jpg

    Малоплодородные земли балахнинских окраин издавна давали скудные урожаи, и местное население было вынуждено заниматься различными промыслами и торговлей. Близость к Нижнему Новгороду, удобство сбыта продукции позволили балахнинским мастерам во 2-ой половине XVI века освоить производство изразцов.

    Многие изразцы украшены цветными фигурами людей, птиц, зверей и фантастических животных. Особенно четких форм удалось добиться в изображении львов, павлинов, диковинных птиц, растительного орнамента в синих, коричневых, фиолетовых тонах. Печи балахнинских мастеров можно встретить в различных уголках России: в Гранатовитой палате московского Кремля, в Н. Новгороде, Муроме, Гороховце, Катунках, Пучеже, в бывших романовских покоях в Костроме.
 photo IMG_9467-2.jpg


 photo IMG_9453-2.jpg

    История русской деревянной скульптуры насчитывает несколько веков. Памятники деревянной пластики составляли неотъемлемую часть русской средневековой культуры. На Руси деревянная скульптура:  появилась еще в далекой  древности и была связана с язычеством, с его идолами.

   Культовые деревянные образы святых вырезали почти в каждром городе и во многих селах. Вторая половиной 17 - начало 18 века явились периодом массового развития деревянной скульптуры. В городах и селах, в  многочисленных ремесленных центрах по дереву мастера выполняли для украшения церквей традицинные рельефные и объемные изображения Богоматери, Параскевы Пятницы, Николы Можайского и других святых.

    Народная деревянная скульптура не была обособленным художественным явлением. Ее истоки и путъ развития тесно связаны с искусством ведущих направлений и  художественных центров страны.
 photo IMG_9479-2.jpg


photo IMG_9478-2.jpg photo IMG_9481-2.jpg

    Надгробная белокаменная плита с эпитафией обнаружена в июне 2007 Г, я подклети Никольской церкви (1552 г.) с левой  стороны под полом во время ремонтно-отделочных реставрационных работ стен и перекладки деревянного пола.

    На сегодняшний день, после шиферного пряслица XIII в., обнаруженного во время археологических раскопок на территории центрального рынка в 2006 г. найденная белокаменная надгробная плита является наиболее древнейшим, из сохранившихся, материальным артефактом, относящимся к древней истории Балахны.

    Размер: длина —144 см.; ширина в изголовье - 50 см.; в изножье - 44,5 см.; высота - 8/9 см.

    Надпись выполнена на «лицевой» верхней грани в восемь строк целиком заполняет оставленное рамкой место и продолжается в правом и левом полях, образованных «плечиками». Вторая строка надписи выполнена ранней вязью, небрежно и неуверенно. Остальная часть надписи — полуустав, с применен лигатур и выносных букв. Буквы прорезаны небрежно, разных размер ЧИТАЕТСЯ: «ЛЕТ 7046 (1538 Г.) ПРЕСТАВИСЯ РАБ БОЖИ ВАВИЛА ИОАННОВ СЫН ВЛАСОВ МЕСЯЦА АПРЕЛЯ (В) 27 ДЕНЬ НА ПАМЯТЬ СВЯТОГО СВЯЩЕННОМУЧЕННИКА СИМЕОНА».
 photo IMG_9484-2.jpg

С приходом Советов к власти, в Балахне, как и по всей стране, разрушались церкви...
 photo IMG_9499-2.jpg

    Иконы из них прятали по подвалам и чердакам жители города. Постепенно эти иконы всплывали то здесь, то там, как правило, в ужасающем состоянии. Сейчас некоторым из них представлены в музее в отреставрированном виде. Под многими из них висит фотография иконы до реставрации
photo IMG_9482-2.jpg                    photo IMG_9487-2.jpg


photo IMG_9488-2.jpg photo IMG_9490-2.jpg photo IMG_9493-2.jpg


photo IMG_9491-2.jpg      photo IMG_9492-2.jpg      photo IMG_9489-2.jpg


photo IMG_9494-2.jpg         photo IMG_9495-2.jpg          photo IMG_9496-2.jpg

Использован текст из книги Марии Карташовой "Кристаллы балахнинской соли"



Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||



Tags: Балахна, Нижегородская область, Россия, музеи, путешествия, фото
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments