Антон Афанасьев (cheger) wrote,
Антон Афанасьев
cheger

Categories:

Тагильский поднос

    Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала, является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия и активно развивается и сейчас.  Промысел этот возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Расписывались металлические изделия- подносы, сундуки, шкатулки. В 19 веке существовало несколько семейных артелей художников. Сейчас, насколько мне известно, в Нижнем Тагиле всего 4 небольших предприятия, занимающихся этим старинным промыслом. Про одно из них и поговорим. 

    Найти это предприятие оказалось не самым простым делом - находится почти на выезде из города и представляется собой пару комнат, где расписываются и обжигаются подносы. Небольшую экскурсию по нему нам провела Наталья Зарубина, художник по декоративной лаковой росписи, которая пишет больше 10 лет, а точнее с 1993 года.
photo IMG_4202.jpg



    Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века.

    Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год, к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой.
    Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.
 photo IMG_4165.jpg

    Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.

    Пресс для изготовления форм заменил ручную работу кузнеца, в условиях жесткой конкуренции встает вопрос, чтобы отделка подноса производилась все быстрее и была дешевле. В это время все большое распространение получает "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья.

    Как я уже сказал, сейчас это небольшие предприятия, которые производят все выпускаемые в России тагильские подносы, но с каждым годом спроси на них растет. Способствует этому и постоянные выставки изделий, созданный музей тагильского подноса.

    Заготовки для подносов
 photo IMG_4207.jpg

Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью
photo IMG_4167.jpg photo IMG_4168.jpg

После этого художник расписывает поднос.
photo IMG_4166.jpg photo IMG_4170.jpg

Дальше поднос дважды покрывается лаком, что придает росписи - объем, глубину, и защиту
 photo IMG_4171.jpg


 photo IMG_4172.jpg

Полируется
 photo IMG_4173.jpg

Узоры и цельные рисунки сначала создаются на бумаге
 photo IMG_4180.jpg

Только потом переносятся с эскизов на подносы
 photo IMG_4182.jpg


 photo IMG_4175.jpg

    А вот то самое "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья. Особенностью тагильской росписи является "двойной мазок", когда на кисть набирается сразу две краски, что придаёт особый объём цветочному лепестку или листку. В нашем случае оранжевый и желтый
photo IMG_4190.jpg   photo IMG_4195.jpg

Цикл изготовления тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса
photo IMG_4176.jpg

Готовые подносы. Стоимость из начинается от 400-500 рублей и может достигать нескольких десятков тысяч рублей.
 photo IMG_4199.jpg

А вот и музей тагильского подноса, расположившийся в срубе из гигантских лиственниц, толщина бревен которой не поддается описанию.
 photo IMG_4158.jpg

Внутри представлены лучшие образы этого промысла
photo IMG_4151.jpg photo IMG_4152-Edit.jpg

photo IMG_4153.jpg photo IMG_4154-Edit.jpg

photo IMG_4155-Edit.jpg photo IMG_4156-Edit.jpg


photo IMG_4157-Edit.jpg

photo IMG_4160.jpg photo IMG_4161.jpg



Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Tags: Нижний Тагил, Россия, Урал, как это сделано, народные промыслы, промыслы, путешествия, фото
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments