Антон Афанасьев (cheger) wrote,
Антон Афанасьев
cheger

Categories:

Белокаменная резьба на храме в Юрьеве-Польском

   Про прекрасный маленький городок Юрьев-Польский, что во Владимирской области, я уже не раз рассказывал. Напомню лишь то, что с Польшей никакой связи у него нет, Польский он лишь потом, что находится в районе, который раньше называли Ополье. Здесь например, снимали Золотого Теленка - именно Юрьев-Польский стал городом Арбатов. Но сегодняшний пост не про это, а вот про что. Есть здесь великолепный храм. Лично для меня он входит в тройку самых красивых  в России, про него я тоже как-то уже рассказывал, однако сегодня хотелось юы немного рассказать про его великолепную белокаменную резьбу, которую оставить без внимания трудно.

    Скажу сразу, что я перелопатил много сетевой информации, чтоб постараться определить сюжеты, изображенные на стенах храма. Определить же все сюжеты я не представляю себе возможным - тут и специалисты не справятся, мне кажется.
 photo IMG_6315.jpg





    Собор этот уникален тем, что это последний белокаменный собор на Руси подобного рода, построенный до нашествия татар.  Освящен он был в очень удобнозапоминаемую дату - 1234, а через 4 года случилась трагическая битва на реке Сити, в которой и погиб Юрий Всеволодович и с которой в большой степени и началось татарское иго.  Изначально он был выше и "стройнее" нынешнего собора - этот, как гриб-боровик прижимается в земле.  Это связано с тем, что в середине 15 века он обрушился и его пришлось восстанавливать. Да и расположение белокаменной резьбы тоже немного другое, хотя
 photo IMG_6272.jpg

    Диковынными орнаментами покрыт почти весь собор, сами по себе они уже - произведения искусства. Но так же здесь есть не просто орнаменты, но и барельефы с изображением святых, князей, мифических существ, и даже слона! Слона, кстати, найти не так уж и просто, в конце поста я раскрою тайну его нахождения=)
 photo IMG_6275.jpg

    Присмотримся, однако, ближе к самой резьбе. Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов Георгиевского собора, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного растительного орнамента. Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудищ и на втором ярусе фасадов.

  Это сочетание двух манер резьбы на больших плоскостях фасадов было технически весьма сложным. Сначала они украшались горельефными изображениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. На этом первом этапе убор здания напоминал церковь Покрова на Нерли: рельефы выступали на гладкой плоскости стены. Затем начиналась резьба коврового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на ее архитектурные детали и оплетая горельефные скульптуры. Эта работа требовала от резчиков безупречной точности глаза и руки, безошибочного движения резца, так как малейшая погрешность была бы непоправимой. Тончайший узор наносился сперва одним прочерченным контуром: это хорошо видно на южной стене западного притвора, убор которой остался незаконченным. Сочетание этих двух систем резной декорации требовало предварительного детального и точного ее проекта, который заранее учитывал размещение резных камней, чтобы связанный с ними узор мог нормально развертывать свои элементы при подходе к горельефам.

Растительные узоры
photo IMG_6295.jpg photo IMG_6296.jpg

photo IMG_6292.jpg photo IMG_6282.jpg

Ковровый орнамент
photo IMG_6297.jpg

Лица. Интересно вообще, есть ли описание всех сюжетов этого собора?
photo IMG_6280.jpg

photo IMG_6281.jpg photo IMG_6287.jpg

photo IMG_6284.jpg photo IMG_6285.jpg

    Над  порталом было помещено изображение покровителя города и храма — святого Георгия, одетого в воинские доспехи и опирающегося на высокое копье и миндалевидный щит с изображением барса — эмблемы династии владимирских князей.
photo IMG_6286.jpg

Животина:
photo IMG_6288.jpg


photo IMG_6276.jpg


photo IMG_6311.jpg

    Фигуры святых — покровителей княжеств. Этот ряд рельефов, по одной из версий, раскрывал основную идею программы резного оформления храма: небесные силы оказывают особое покровительство владимирским князьям и их богоизбранной земле.
 photo IMG_6279.jpg


 photo IMG_6293.jpg


 photo IMG_6294.jpg

Сюжет «Даниил во рву львином»


У самого окна только Даниил с распростертыми руками.
 photo IMG_6298.jpg

Наверху два льва из сюжета
photo IMG_6308.jpg

От «Семи отроков эфесских» осталось только пять. Это лежачие фигуры с "корзинками"


 photo IMG_6298.jpg



Около слона ещё один из отроков


Сверху - святые деисусного чина
 photo IMG_6300.jpg

Святые деисусного чина
 photo IMG_6301.jpg

Сюжет «Три отрока в пещи»


Справа от трубы наверху левый отрок
 photo IMG_6302.jpg

Ангел в центре
 photo IMG_6307.jpg

Вообще, собирать эту мозаику ну очень интересно, но невероятно трудно!
 photo IMG_6303.jpg

Вознесение (?). Над ним распространенные здесь маски льва.
 photo IMG_6304.jpg

 Сюжет Преображения
 photo IMG_6305.jpg

Богоматерь Оранта
 photo IMG_6306.jpg

Ещё маски льва и грифоны
 photo IMG_6310.jpg

А вот и слон, его можно увидеть на северном фасаде лишь поднявшись на ступеньки соседнего храма из красного кирпича.


Вот ткой вот прекрасный храм с российской глубинке
 photo IMG_6330.jpg



Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Tags: Золотое Кольцо, Россия, Юрьев-Польский, архитектура, детали, путешествия, фото
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments