Антон Афанасьев (cheger) wrote,
Антон Афанасьев
cheger

Categories:

Январское путешествие на север: Сява, или как делают фанеру

    Ну и последний пост про январскую поездку на север нашей области, в котором я расскажу про небольшой поселочек со странным названием Сява. Об этом названии даже есть легенда.

    "Когда-то среди дремучего леса, на небольшой речке вблизи тракта Ветлуга - Котельнич, стоял одинокий охотничий дом старого помещика. Усадьба его находилась на правом берегу Ветлуги. При охотничьем доме в качестве лесника состоял крепостной крестьянин Савва, прозванный дворней Сявкой. У него была дочь. Когда девушке исполнилось 18 лет, она превратилась в стройную красавицу. Барин зачастил к леснику. В один из таких приездов он приказал Савве привести дочь в барскую усадьбу. Там-де она будет служить сенной девушкой. Скрепя сердце, Савва выполнил наказ хозяина. А вскоре узнал, что барин превратил его дочь в наложницу. Девушка не вынесла позора, бросилась в реку и утонула. Лютую злобу затаил крестьянин на барина и решил отомстить ему за поруганную честь дочери.

    Недалеко от охотничьего дома, среди болот, находился стан разбойников. Договорившись с их атаманом, лесник послал барину весть, что обложена медвежья берлога, тот сообщил о дне приезда на охоту. В этот день разбойники ждали барина в лесу. В короткой схватке его убили. Огонь уничтожил охотничий дом. А Сявка вместе с приставшими к нему псарями барина ушел в верховье и основал там свой стан под названием Сявкин. Его ватага не раз нападала на усадьбы помещиков, а также купеческие обозы, ходившие по тракту Ветлуга - Котельнич. Сявка помогал бедным крестьянам, проживавшим поблизости, за что пользовался у них большим уважением. Впоследствии по названию стана и речку стали называть Сявкой."

    Места это на самом деле глухие, это самая что ни на есть северная граница Нижегородской области, кроме леса, такое чувство, люди тут ничем не занимаются. Когда-то тут было довольно большое предприятие "Карбохим", где работал весь поселок, тут даже ЖД ветка была, от которой сейчас осталась заброшенная станция...

 photo IMG_9419.jpg



По дороге от Шахуньи на север леса, почему-то, отступают и опять появляются поля.
 photo IMG_9180.jpg


 photo IMG_9182.jpg

Однако вскоре опять начинается непроходимый лес, иногда перемежающийся болотами и некрупными речушками. Очень хочется сюда съездить в начале осени!
 photo IMG_9185.jpg

По пути замечаю людей на лесопилке, вообще, лесопилки тут стоят как грибы после летнего дождя, но в выходные мало какие работают. Заезжаю.
 - Можно немного тут поснимать?
 - Да валяй, жалко что ли? Закурить нету?
 - Да я не курю, но в машине есть, давайте схожу.
 - Да не горит, как наснимаешься  -  сходим вместе.

 photo IMG_9196.jpg

Леса тут много, пилить его не перепилить, и, вроде как, засаживают делянки молодняком
 photo IMG_9243.jpg

Отдав пачку Элема, еду дальше - до Сявы ещё порядочно.
 photo IMG_9274.jpg

Дороги тут не самые популярные, за пару часов поездки видет с пяток машин
 photo IMG_9287.jpg

Лесовоз
 photo IMG_9419.jpg

А вот и Сява
 photo IMG_9505.jpg

ЖД станция с Лениным около бывшего Карбохима
 photo IMG_9508.jpg


 photo IMG_9509.jpg

Сейчас тут открыто свежее производство фанеры, на которое меня любезно пустили поснимать.

Начинается все вот с таких березовых бревен, которые свозят сюда со всей округи на уралах и зилах
 photo IMG_9510.jpg

Сначала бревна должны размокнуть в теплой воде, чтоб с ними можно было работать
 photo IMG_9515.jpg

Потом из вытаскивают из воды и распиливают по заданной длине
 photo IMG_9632.jpg

Все это загружают в специальный приемник, откуда бревна поступают в специальный станок
 photo IMG_9582.jpg

Здесь каждое бревно разделывается на тонкие пластины путем продольного распиливания
 photo IMG_9557.jpg

Из этих деревянных листов потом и будет делаться фанера
 photo IMG_9552.jpg

От бревен остаются только вот такие черенки-сердцевины
 photo IMG_9575.jpg

Сами листы потом тщательно сортируются
 photo IMG_9529.jpg

Укладываются
 photo IMG_9522.jpg

И склеиваются
 photo IMG_9547.jpg

После пресса аккуратно обрезаются края
 photo IMG_9553.jpg

Причем все опилки бережно собираются в специальные мешки
 photo IMG_9565.jpg

И вот она - знакомая нам фанера!
 photo IMG_9569.jpg

Ну и немного про сам поселок,  в котором вообщем-то я даже не знал, что снимать... Поэтмоу решил обойтись старыми нимками и исторической справкой, которую нашел на сайте Летописей.

    Известно, что лесохимическая промышленность дореволюционной России была очень слабой, не соответствовала потребностям народного хозяйства. Лесохимические продукты вырабатывались кустарным способом. Районы Поветлужья исстари славились умением изготавливать берёзовый деготь, жечь уголь. Кустари артельно занимались сухой перегонкой дерева, вырабатывали спирт-сырец и низкосортный порошок смолокуры. В память об этом старинном ремесле жители п. Сява назвали один из его районов Смолокуркой. Старожилы вспоминают, что здесь жители близлежащих деревень «курили» смолу в примитивных установках, «варили» деготь. В связи с быстрым развитием тяжёлой индустрии, автомобилестроения, электротехники, химико-фармацевтической промышленности резко возросла потребность в стране на продукты лесохимии. В 1932- 1933 г.г эта потребность возросла в 4 раза, и продукты лесохимической промышленности ввозили из- за границы. Создавшееся положение потребовало увеличения в стране темпов развития лесохимии. Необходимо было построить ряд крупных лесохимических предприятий. Одним из них и стал Сявский лесохимический комбинат. История строительства завода – это история строительства посёлка Сява. В хронологическом порядке строительство комбината можно разделить на следующие этапы: 1929 – 1931 г.г. – определение места строительства и выбор строительной площадки. 1932 – 1934 г.г. – подготовительные работы и вербовка рабочей силы. 1934 -1936 г.г. – основное строительство. 1937 г. – опробование производства и пуск комбината в эксплуатацию. 1940 г. – принятие лесохимкомбината государственной комиссией. С первых дней стройка оказалась в очень тяжелом положении. Неудачно выбрана площадка под строительство завода и поселка. Она оказалась зажата между болотом с севера и поймой реки Какша с юга. Строительство началось на голом месте в глухом лесу. Для рабочих, которые приходили на строительную площадку, не было жилья. Все работы велись вручную. Сказалось отсутствие железной дороги. Строительные материалы приходили на станцию Паназырево, что в 60 км. от места строительства, а затем на лошадях доставлялись на место. Стройка задыхалась от недостатка рабочих рук. В мае 1932 года вместо необходимых 1300 рабочих на строительстве было только 119 человек.


    В 1933 году коллегия Наркомлеса СССР принимает постановление «О строительстве Сявского лесохимического комбината». Для устранения недостатков необходимо было обеспечить строительство инженерно – техническими кадрами, квалифицированными рабочими, необходимыми средствами. Первоочередной задачей стало строительство лежневой дороги Сява – Вахтан, лесохимических мастерских, кирпичного завода и строительство жилого фонда.


    С 28 мая 1933 года строительство комбината возглавил опытный руководитель Иван Филиппович Винокуров. На его плечи легла основная работа о всех нуждах стройки. Самым больным местом стройки было жильё. За всё время было построено только 2 жилых барака. Люди ютились в землянках, палатках и небольших тесовых времянках. Электричество не было, и с наступлением сумерек жизнь замирала. Сразу же после приезда И. Ф. Винокуров создает исследовательскую группу для улучшения строительных работ. Эта группа явилась инициатором ударничества на Сявстрое. Чтобы пополнить стройку рабочей силой, Нижегородский краевой отдел труда разрешил вербовать рабочих за пределами края.

    С расширением границ вербовки изменился не только количественный состав, но и национальный состав строителей. Сюда приехали представители различных национальностей: татары, марийцы, чуваши. В декабре 1933 года на стройку прибыли инженеры Г. А. Зайденшнигер и П. И. Беляев. Сявский лесохимический комбинат пришли строить жители не только окрестных деревень Поветлужья, но и из других соседних областей. Очень трудно было первооткрывателям Сявстроя. Жили в землянках и наскоро сколоченных бараках вместе инженеры и разнорабочие, и даже по несколько семей в одной землянке. Зимой доставляли продукты и все необходимое оборудование по санному пути.

    Весной, с разливом рек Сявки, Какши и Ветлуги, стройка оказывалась отрезанной от центра. С приходом на строительство Ивана Филлиповича Винокурова положение на Сявстрое заметно улучшилось. В 1934 году была построена лежневая дорога Сява – Вахтан, по которой пошли первые машины с оборудованием. Начал работать кирпичный завод, который позволил продолжать возведение стен ретортного и химического цехов, трубы ТЭС.


    В этом же году дал первую продукцию лесопильный цех, который позволил расширить жилищное строительство. В 1934 году строятся на Сяве первые дома на первой улице, которую назвали улицей Ленина. Семьи строителей справляли новоселье в добротных теплых квартирах. В 1934 году началось строительство школы и открылись двери местной больницы. Закончены были все строительные работы в ретортном цехе. Зимой 1935 года начали устанавливать оборудование, а летом цех уже был опробован. Наиболее трудно шло строительство ведущего цеха – химического. Всё оборудование изготовлялось на различных заводах страны. В 1936 году строители возвели промышленные здания и смонтировали оборудование всех основных цехов комбината. Рядом с ним расположились дома поселка, где проживало теперь более 5000 человек. На стройке организуются вечерние курсы и кружки, занятия, которые вели молодые специалисты, приехавшие сюда после окончания Свердловского лесотехнического института: Б. А. Бирагов, А. А. Чевелева, П. И. Березин, а также шефы с Ашинского завода сухой перегонки древесины. Землекопы, чернорабочие, плотники становились аппаратчиками, турбинистами, электриками. С увлечением изучали технику и те процессы, которые будут происходить в аппаратах, смонтированных их руками.

    С упорядочением строительства рабочие стали больше уделять внимания своему досугу, внешнему облику своего поселка. Здесь огромную роль сыграли жены инженерно – технических работников. А началось все с того, что Изабелла Ароновна Зайденшнигер-Литвак зашла посмотреть в столовую, где питался её муж. Её, коренную москвичку, поразило увиденное: обедали в прокопченном сарае, столы – грубо отесанные доски. Рацион – капуста с водой, вода с картофелем или каша. Она решила во что бы то ни стало переустроить столовую. Её поддержала Анна Георгиевна Винокурова. Они вымыли окна, побелили потолок и стены, поставили хорошие столы и стулья. Меню в столовой было под неустанным наблюдением женщин. Вскоре участницами движения жен – общественниц стали другие женщины. Они развернули на Сяве настоящую культурную революцию. Прежде всего они пошли в рабочие общежития – бараки, где проживала основная часть коллектива строителей. А это была в основном молодежь. Юноши и девушки привели в порядок свои жилища, вдоль улицы Ленина, пока единственной, выстроились молоденькие липки. Активистки-общественницы благоустроили детский сад и ясли, организовали занятия драматического кружка.


    Напряженно трудились в годы войны ученические и учительские коллективы, оказывая всевозможную помощь воинам и их семьям. В 1943 году они приняли участие в сборе средств на строительство пяти танков и самолета. Воины – сявичи вошли в состав 89-й, 27-й, 15-й гвардейских дивизий, формировавшихся на территории области. С войны не вернулось 298 человек, из них 21 женщина. Из–за нехватки трудовых ресурсов, техники, сырья производство в военные годы не развивалось. Бурный рост промышленного производства наступил после окончания Великой Отечественной войны. Завод начинает наращивать производственные темпы, ведь разрушенной стране как никогда нужен был лес. В 1945 году лесной отдел из состава завода был выделен в отдельную производственную единицу - леспромхоз.

    В 1947 году была построена и сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка широкой колеи протяженностью 24 км. Сява – Вахтан, которая значительно облегчала перевозки сырья, различных материалов, готовой продукции. А сявичи получили возможность в более короткий срок добираться до областного центра. В послевоенные годы Сявский лесохимический завод набирает силу. В 1949 году выстроен и сдан в эксплуатацию карбюризаторный цех по переработке древесного угля. Реконструированы ингибиторный, столярно-бондарный цехи, лаборатория, паровозное депо, литейный цех, кислородная установка. К 70 годам лесохимкомбинат стал одним из ведущих предприятий по сухой перегонке древесины. Его продукция – уголь древесный, активированный и в брикетах, уксусная кислота, ацетатные растворители – всего 17 наименований. Они находят применение в металлургической, химической, сельскохозяйственной, нефтяной, текстильной и легкой промышленности. Эту продукцию потребляли более 300 предприятий.


    Сейчас, к сожалению, похвастаться здесь особо нечем, но все равно, после разрухи 90-х есть хоть какой-то всплеск трудовой активности, после развала СССР, как говорят местные, молодежь отсюда повалила в Нижний - работы то нет.

   Такое чувство, что до сих пор тут все осталось с тех ещё времен...
 photo IMG_9696.jpg


 photo IMG_9699.jpg




    Поездка прошла при поддержке моих друзей - нижегородского Субару Центра, который предоставил мне шикарный автомобиль, Subaru Forester 2.0, и  Мегафона, который обеспечивал меня высокоскоростным мобильным интернетов на протяжении всей поездки!

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Tags: Россия, Сява, путешествия, фото
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments