Антон Афанасьев (cheger) wrote,
Антон Афанасьев
cheger

Categories:

Лекции по travel-фотографии. Часть третья. Съемка в чужой стране

    Сегодня очередная часть моей небольшой лекции по travel-фотографии, которая коснется непосредственно съемки в чужой стране.



Более-менее подробно будут рассмотрены следующие вопросы:

    - особенности проведения съемки в различных странах мира;
    - распорядок дня travel-фотографа
    - нюансы съемки людей в разных странах;
    - этические моменты съемки;
    - безопасность фотографа и его техники;
    - 12 мест, интересных для съемки в любой стране;
    - три главных правила фотографа-путешественника;



   - особенности проведения съемки в различных странах мира

    В зависимости от того, в какой стране вы планируете снимать, варьируются и особенности съёмки. Почти для всех стран есть свои особенности и просто невозможно обсудить тут все страны, да и у мен7я нет такого опыта. Есть лишь какие-то общие правила, которые я постараюсь тут привести. Прежде всего, давайте разделим страны на условные группы: по географическому положению, по религиозной принадлежности, по среднему доходу, по государственному устройству.

    1. Географическое положение. В таких странах, прежде всего, играет роль то, насколько страна близко расположена к экватору, так как именно от этого зависит длительность режимного времени – чем ближе в нему, тем быстрее оно проходит. Так же немаловажно учесть, что от географического положения зависит климат страны, что тоже очень немаловажно. Поэтому перед поездкой необходимо посмотреть все климатические кривые данного региона и выбрать оптимальное на ваш взгляд время поездки. Например, на Филиппинах лето – это сезон дождей, поэтому если цель вашей поездки застать их солнечными – не стоит ехать сюда в июле, лучше сделать это в феврале.
 photo baku_climate.jpg

  2. Религиозная принадлежность. Так же перед посещением страны надо учитывать основную её религию. Так, например, в большинстве мусульманских стран снимать значительно сложнее, чем в христианских. И вообще, как правило, чем строже в стране с религией, тем сложнее снимать.

 photo religion.jpg

    3. Средний доход. По собственному опыту могу сказать, что это хоть и очень субъективный пункт, но все же чем беднее страна, тем проще там живут люди и тем проще там снимать. Именно поэтому там легко начинать съемку в странах Юго-Восточной Азии и многих странах Африки. Это, конечно же, касается съемки людей. Природу, как правило, проще снимать в более обеспеченных странах, так как там туристическая инфраструктура намного лучше развита.

 photo dohod.jpg

    4. Государственное устройство. Тут, я думаю, не надо особо объяснять, что в странах с «жесткой» политической системой, типа Саудовской Аравии, Северной Кореи, снимать значительно сложнее, чем в демократических странах. Так же большое значение имеет милитаризованность страны. Например, снимать на Синайском полуострове значительно сложнее, чем на севере Египта из-за большого количества военных на этом полуострове.
 photo polit_stroy.jpg


    - распорядок дня travel-фотографа

    В этой главе я постараюсь рассказать о том распорядке дня, который в данный момент я соблюдаю в своих путешествиях. Я уже не единожды говорил, желательно снимать в режимные часы, не обязательно конечно и по идее можно прекрасно снимать в любое время дня и ночи. Но все же, особенно начинающим фотографам, упускать «режим» не стоит. Поэтому передвигаться между населенными пунктами я предпочитаю днем. То есть мои перемещения выглядят как-то так.

    1. Утро. Если вы не в полярном регионе, то просыпаться надо с восходом солнца. Вообще, рано вставать - это очень полезная и приятная привычка, не только в путешествии, я стараюсь никогда не вставать позже 7 утра. Именно утром можно снять и лучшие кадры, как природы, так и городской жизни, именно в это время всё просыпается.

    2. День. После того, как солнце становится «злым», можно смело садиться в машину\автобус\поезд и ехать дальше. Если вы не планируете перемещаться, то можно продолжить съемку, особенно если день выдался пасмурным. Однако, я в это время предпочитаю походить и поискать сюжеты, то, что можно было бы намного красивее снять с утра или вечером. Можно попробовать пообщаться с местными жителями, которые много чего расскажут.

    3. Вечер. Вечером тоже надо заряжаться камерой, причем лично я вечера люблю больше всего, именно предзакатное солнце лучшее для жанровой фотографии, и сразу после захода – лучшее время для пейзажей. Уже после этого, когда солнце полностью зайдет, можно делать очень колоритные городские фотографии при искусственном освещении.

    4. Ночь. Ночью лично я предпочитаю спать, однако это время для лунных пейзажей и ночного фото со звездами.


    - нюансы съемки людей в разных странах



    В каждой стране есть особенности съемки людей. Довольно подробно я рассказал об этом в первой главе, однако надо ещё немного добавить несколько особенностей при съемке людей в разных странах.

    1. Не стоит снимать женщин в мусульманских странах без разрешения
    2. Не стоит снимать монахов без разрешения – будь то христианский или буддийский монах
    3. Не стоит лишний раз снимать военных, полицейских, особенно без разрешения
    4. В развитых странах не стоит снимать детей без разрешения их родителей, так как в отличии от, например, Юго-Восточной Азии, где дети сами так и норовят попасть в кадр, в тех же США вы можете просто получить по морде
    5. Не стоит снимать людей во время молитвы, если у вас нет на то разрешения настоятеля храма

Это пункт плавно вытекает в следующий


    - этические моменты съемки

    Этика фотографа – очень важная составляющая. Конечно же, сама этическая составляющая сильно разнится от восприятия мира фотографом, его воспитания, моральных качеств и многих других аспектов. Однако не надо забывать, что одно дело снимать для себя, другое – снимать для того, чтоб показать другим. Мы ведь снимаем, чтоб поделиться кадрами с другими людьми, поэтому надо четко видеть ту этическую грань, за которую заступать не стоит. Это может проявляться во многом. Приведу два примера, чтоб вы поняли, в каком ключе я говорю про этику фотографа.

    1. На одном из своих семинаров, Максимишин, тогда только что приехавший из большого путешествия по Индии, показывал фотографии из поездки. Из города Варанаси (священный город Индии, где происходит кремация людей) тоже было много фотографий. После их просмотра из зала задали вопрос: А почему нет ни одной фотографии с обгоревшим трупом? (чтоб понять смысл вопроса, достаточно просто забить слово Варанаси в поиске картинок).
А надо ли их показывать? Конечно, чтоб нагнать трафика на свой блог и возгласов «какой ужас» к себе в комментарии, можно и обгоревшие трупы показывать. Но не правильнее отказаться от этих картин и показать город без них? Это вопрос этики.

    2. Известнейшаяфотография Кевина Картера, за которую он получит Пулитцеровскую премию. Это, конечно же, пример, так как к travel-фотографии она никакого отношения не имеет

 photo karter.jpg

  Снимок был куплен журналом «New York Times» и шокировал общественность. Сам Картер стал объектом нападок со стороны СМИ, обвинивших его в жестокости и бесчеловечности. Так газета «St. Petersburg Times» (Флорида) писала: «Человек, который настраивает свой объектив лишь для того, чтобы сделать удачный снимок страдающего ребёнка, всё равно что хищник, всего лишь ещё один стервятник». На самом деле же история этого снимка совсем другая. Однако его автор покончил жизнь самоубийством сразу после получения премии…

Именно поэтому прежде чем публиковать какой-то снимок, стоит подумать о том, надо ли это делать.


    - безопасность фотографа и его техники

    Безопасность фотографа, то есть вас – очень важная вещь, которой не надо пренебрегать. Есть такие страны, где появляться с дорогой камерой одному на улице лучше не стоит (Каракас, Найроби…). Однако в абсолютном большинстве случаев, достаточно просто быть бдительным – это главное правило фотографа в незнакомой стране – не терять бдительность. Грабить среди бела дня вас будут в очень редких случаях и очень редких местах (со мной такого не случалось, тьфу-тьфу-тьфу), а вот сорвать камеру – такое бывает чаще. Поэтому никогда не носите камеру просто в руке. Как минимум – на шее. Если в руке носить удобнее – используйте страп на руку.


Так же камеру можно прикрутить к поясному ремню или разгрузке.
 photo camera_lock.jpg

Не стоит носить штаны с слишком широкими карманами, а если без них не обойтись, то не стоит в них ничего класть, если они только не на молнии.
 photo shtani.jpg

Всю аппаратуру лучше всего держать в одном рюкзаке, и при случае переодевать его на живот со спины (например, в общественном транспорте, на рынках, прочих многолюдных местах).

Так же советую использовать такой рюкзак, на молнии которого можно повесить небольшой замочек.
 photo lock_2.jpg


    Вообще, лишний раз показывать, что у вас полно аппаратуры не стоит, это ещё один плюс использования простого туристического рюкзака – фоторюкзак сразу видно. Уж точно не стоит носить с собой ноутбук – это не только лишний вес, но и, если случится кража, лишняя потеря.

    Телефон лучше не носить в кармане штанов (если, конечно, он не сильно плотно там лежит), а положить тоже в рюкзак или пристегнуть в лямке рюкзака в районе плеча чехол, в котором он будет находиться. Советую телефон всегда держать просто на вибровызове, чтоб, во-первых, он не отвлекал вам в случае чего, во-вторых, если что – не привлекал внимание окружающих.

    От непогоды технику тоже надо защищать – для этого у вас всегда должен быть непромокаемый чехол на рюкзак (он, как правило, есть почти во всех рюкзаках среднего класса). Объективы, вспышку, флешки, если вы планируете посетить район, где ожидаются сильные дожди или просто высокая влажность, надо убрать в специальные гермомешки. Это же касается документов и денег.
 photo germo_1.jpg      photo germo_2.jpg photo Hydrophobia.jpg


 photo germo_3.jpg        photo cover.jpg



Не советую ни при каких условиях не давать свою технику посторонним людям в руки, детям в том числе. Показать сделанную фотографию можно и из ваших рук.

И, напоследок, главное правило – всегда помните, что ваша жизнь дороже всего! Если вам реально что-то угрожает – отдавайте все, что есть, какой бы дорогой не была аппаратура!


    - 12 мест, интересных для съемки в любой стране



    1. Рынки
    2. «Старый город»
    3. Заброшенные объекты
    4. Кладбища
    5. Кустарные производства
    6. Места проведения национальных праздников и карнавалов
    7. Трущобы
    8. Небоскребы
    9. Национальные парки
    10. Набережные
    11. Городские парки
    12. Рестораны и кафе с национальной кухней


   - три главных правила фотографа-путешественника

    1. Снимайте то, что по-настоящему вам интересно
    2. Снимайте это так, как считаете нужным, и показывайте лишь то, что точно считаете нужным
    3. Не стесняйтесь – у человека с фотоаппаратом огромное преимущество! Стеснение – одна из главных проблем начинающего фотографа.




Лекции по travel-фотографии. Часть первая. Особенности подготовки к Фото-Путешествию
Лекции по travel-фотографии. Часть вторая. Основы travel-фотографии

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Tags: travel-фотография, лекции, полезное, советы, фото
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →