Антон Афанасьев (cheger) wrote,
Антон Афанасьев
cheger

Categories:

Лекции по travel-фотографии. Часть вторая. Основы travel-фотографии

    Сегодня представляю вашему вниманию вторую часть моей небольшой лекции по тревел-фотографии.
 photo Georgia_2011_1284.jpg
Военно-грузинская дорога. Грузия. 2011

Оглавление этой части:
    - отличие тревел-фотографии от обычной фотосъемки
    - жанры тревел-фотографии
    - особенности "открытой" и "скрытой" фотосъемки
    - одному или в группе?
    - десять советов по проведению дневной и ночной природной пейзажной съемки;
    - пять советов по выбору точки и времени съемки
    - как снимать при недостаточном освещении
    - особенности съемки людей;




- отличие тревел-фотографии от обычной фотосъемки

    Чем же отличается тревел-фотография от остальных жанров? Для этого надо понять, что же это такое. Прежде всего, это фотография, рассказывающая её зрителям о какой-то стране, может экзотичной, а может и о сильно знакомой Родине, не в этом суть. Главное, чтоб она отражала саму страну, её природу, людей, её населяющую. Вообще, про людей я расскажу отдельно, так как считаю именно людей главными объектами для изучения и съемки в любой стране.

    Так чем же отличается этот вид фотографии от остальных? Ну, в общем-то, от многих остальных он и не отличается вовсе. То есть, тревел-фотография включает  себя и пейзажную съемку, и портретную, и жанровую, и стрит-фото. Встречаются такие фотографы, как например Петр Ловыгин, который совмещает художественную и зачастую сюрреалистическую фотографию именно с тревел-фото. То есть мы получаем, что этот тип фотографии состоит из множества остальных, за исключением разве постановочной, студийной и рекламной фотографии. Вы не поверите, но даже свадебную он зачастую включает!
 photo IMG_7799.jpg 
Свадьба в Лонг-Бич, США, 2009

- жанры тревел-фотографии
 

    Об этом мы уже немного поговорили выше, а сейчас давайте разберемся подробнее – что же снимает путешественник? Конечно, это зависит от того, куда он едет и на какое время. Если вы едите в Париж, то, конечно же, это будет стрит-фотография, портретная фотография, городской пейзаж. Если вы едите в Непал, то это, без сомнения, будет пейзажная и жанровая съемка.

        1. Пейзажная съемка включает себя виды природы, как правило, исключает человека в кадре. Разновидностью пейзажа является сельский и городской пейзаж, где автором показывается статичная городская (как дневная, так и ночная) жизнь. Ключевое слово тут «статичная», так как динамичная городская жизнь – это уже следующая разновидность фотографии – стрит-фото
 photo 20091108_yosemite3.jpg
Национальный парк Йосемити, Калифорния, США, 2009 

        2. Стрит-фото – это, как правило, динамичная фотография, показывающая городскую жизнь людей в их городском окружении.
 photo IMG_9444.jpg
Заречный рынок, Нижний Новгород, 2013 

        3. Портретная съемка тоже часто встречается в тревел-фото, однако чаще в виде какого-то жанрового фото
 photo IMG_1132.jpg
Бездельник, Негомбо, Шри-Ланка, 2013

        4. Жанровая фотография является, пожалуй, самой частой (наравне с пейзажной) и удачной для тревел-фотографии. Именно здесь лучше всего отображается образ жизни и занятия людей, именно в жанровой фотографии можно многогранно отобразить то, как вы увидели ту или иную страну.
 photo IMG_2752.jpg
Грузчик, Дамбулла, Шри-Ланка, 2013

- особенности "открытой" и "скрытой" фотосъемки

    Под этими понятиями мы будет подразумевать, как вы снимаете сцену (как правило, с людьми) – скрывая то, что вы их снимаете, или нет. Начинающие фотографы  обычно стесняются фотографировать незнакомых людей, опасаясь, что объекту съемки это не понравится, поэтому они покупают длиннофокусные объективы и стараются «стрелять» издалека. Лично мне такой подход не нравится, хотя я сам сначала тоже так снимал. Не надо фотографировать людей длиннее, чем на 85 мм. Это лично моё правило. Подробнее про то, как фотографировать людей, я расскажу немного ниже. Так что лучше старайтесь делать съемку открытой –  поверьте мне, тогда у вас намного меньше шансов получить по зубам, чем если вы будете прятаться и «стрелять» из-за угла – если вас заметят, то есть большая вероятность того, что вам не поздоровиться.
 photo IMG_5882.jpg
Рынок, Нижний Новгород, 2013

    Если же вы все-таки не видите никакого выхода, кроме как снять сцену незаметно, можно это сделать несколькими способами:
        1. Снимать «от пуза». То есть повесить фотоаппарат на шею и снимать не глядя, примерно направляя объектив на сцену. Сначала, конечно, ничего получаться не будет, но после небольшой тренировки вы начнете понимать, как именно и куда направлять объектив.

        2. Делать вид, что вы снимаете видео-панораму. То есть вы берете фотоаппарат и водите им в пространстве, будто снимаете в режиме видео, на самом деле нажимая на кнопку спуска только в те моменты, когда объектив направлен на нужную вам сцену. На видео люди совсем не так реагируют.

        3. Снимать компактной камерой. Люди реагируют на большие «профессиональные» зеркалки часто негативнее, чем на «мыльницы»-компакты.

    В общем-то, таких способов довольно много, и каждый может сам изобрести и выбрать тот, который ему более удобен в тот или иной момент, вплоть до специальной неожиданной съемки в лоб, отвечая на вопрос «Зачем это вы меня снимаете?» «Так надо!», как делает замечательный стрит фотограф Петросян. Но, повторюсь, лучше снимать в открытую. Подробнее, как это сделать качественно, я расскажу ниже

- одному или в группе?

    Этим вопросом задаются все начинающие фотографы-путешественники, и обычно выбирают второй вариант. Зачастую не по своему желанию.

    Сразу скажу, что в путешествиях лучше всего снимать одному, ну максимум вдвоем, если место не сильно известное и вы не очень уверены в безопасности или в том, что точно не потеряетесь в незнакомом городе. Почему? Потому, что в группе вы всегда ограничены по времени – вы им не управляете, и если вам захочется задержаться у какой-то сцены, дождаться определенного света или изменения сюжета, то вам вряд ли дадут это сделать. Так же в группе вы сильно выделяетесь среди аборигенов, это мешает оставаться относительно незаметным, это делает из вас обыкновенного туриста-зеваку. Одинокие люди с фотоаппаратом заочно воспринимаются более дружелюбно и больше напоминают местным фотожурналиста, а не туриста. Туристов никто не любит, а вот фотожурналистов, как правило, любят.

    Если же вы в группе на пейзажной съемке, то разницы большой нет – снимать одному или в группе, ну, конечно, если нет борьбы за лучшую точку съемки.

- 10 советов по проведению дневной и ночной природной пейзажной съемки

        1. Как правило, пейзажи снимают в «золотые» часы (так называемое режимное время): немного до и немного после заката и рассвета. Почему? Потому что именно в это время солнце дает мягкий и красивый свет, тени очень  длинные, от чего у  фотографий приятные цвета и сами фото получаются очень объемными. 
 photo IMG_5171.jpg
Набережная Коломбо, Шри-Ланка, 2013

        2. Не бойтесь снимать в «плохую» погоду – очень часто лучшие фотографии получаются именно в снегопад, дождь или сильный туман. Солнце совсем не обязательно. Да и вообще, нет ничего скучнее пейзажа с  ярко-синим небом и ярко-зеленой травой, хотя большинство зрителей и начинающих фотографов очень любят такие фотографии.
 photo Georgia_2011_1314.jpg
Военно-грузинская дорога, Грузия, 2011

        3. Если в сцене сильный динамический диапазон (много очень светлых  и очень  темных участков), то можно попробовать режим HDR, и потом при постобработке совместить корректно получившиеся участки пейзажа.
 photo IMG_1109.jpg
Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово, Россия, 2013

        4. Совсем не обязательно таскать с собой штатив, чтоб делать хорошие пейзажи

        5. Лунное освещение при съемке ночью дает не менее, а часто и более интересный свет,  нежели солнечное. Иногда можно поймать момент восхода солнца в то время, когда Луна ещё совсем не зашла, и получается, что в кадре будут оба типа освещения – так вы получите очень редкую и красивую фотографию. 

источник

        6. Чтоб получить треки звезд, нужно ставить выдержку от 5 минут, однако красивых фотографий с длинными треками все равно так не получится. Лучший способ – делать серию, например из 30 фотографий с выдержкой в минуту каждая, а потом их все склеить

источник

        7. Чтоб получить круговые треки звезд, нужно направить объектив на Полярную звезду (в северном полушарии) или на Южный крест (в южном полушарии). 

        8. Чтоб получить прозрачную воду и избавить её от отражений и бликов, надо использовать поляризационный фильтр

        9. Лучшее время для поездок за пейзажами – весна и осень. И не только из-за красок, а из-за того, что рассветный и закатный свет длится значительно дольше, чем летом. 

        10. Не бойтесь снимать против Солнца – это, как правило, дает максимально объемную картинку
 photo IMG_5079.jpg
Набережная Коломбо, Шри-Ланка, 2013

- городские фото и уличные виды

    Путешествия по городам – пожалуй, самый популярный вид туризма, и именно в городах делается абсолютное большинство фотографий. Основные объекты съемки тут – архитектура и городская жизнь: где-то размеренная, а где-то стремительная. Если вы снимаете небольшой городок  в Бордо, то вам, конечно же, надо будет показать его неспешную жизнь и вялотекучесть времени, если вы снимаете Токио – то все наоборот, надо будет показывать динамику и круглосуточную жизнь города. Именно поэтому так интересна ночная жизнь городов, и городской пейзаж, особенно ночной, так завораживает зрителей – будь то вид на небоскребы со смотровой площадки или огни авто на длинной выдержке.
 photo IMG_2556.jpg
Вид на Гонконг с пика Виктория, 2012

    Чтоб добиться «звездочек» от ночных огней, надо закрывать диафрагму, до 11-16, дальше уже могут вылезать неприятные артефакты
 photo Georgia_2011_0895.jpg
Ночной Тбилиси, Грузия, 2011

    При съемке архитектуры необходимо учитывать то, что, скорее всего, при постобработке придется  выравнивать геометрию здания, поэтому снимать надо так, чтоб оставался небольшой запас под кроп. Саму архитектору так же хорошо снимать утром и вечером. Чтоб зрителю был виден размер строения, то на его фоне можно поместить человека или автомобиль, что было видно масштаб. Не стоит снимать здания в лоб – от этого они будут плоскими, лучше найти такой угол, чтоб, например, фасад был освещен солнцем, а боковая стена была немного в тени, тогда фотографии будут более объемными.
 photo Georgia_2011_1373.jpg
По дороге в горы, Грузия, 2012

    В тревел-фотографии часто уделяют отдельное внимание деталям архитектуры – например, если вы снимаете собор со средневековыми барельефами, то постарайтесь найти какие-то интересные сюжеты для фотографии в них.
 photo IMG_7142.jpg
Фрески в Койт-Тауэр, Сан-Франциско, США, 2009

    Снимая улицы, старайтесь показать перспективу - так фотографии тоже будут получаться объемнее, нежели  если просто снимать фасады домов.
 photo IMG_2355.jpg
Улица в Макао, 2011

    Второй главной частью городской жизни являются люди, точнее повседневная жизнь этих самых людей. В стрит-фото надо стараться остаться незамеченным, иначе нарушится некая гармония, ведь это не жанровое фото – в стрит-фотографии вы лишь невидимые свидетели происходящего. Но это, как я уже говорил выше, не значит, что вам надо вооружиться 300-миллимитровым объективом и пытаться снимать всех из-за угла. Делайте это неожиданно, снимайте «от пуза», выжидайте – именно так получаются лучшие стрит-фотографии.

    Немаловажной частью городов являются разнообразные животные – собаки, голуби и, конечно же, кошки. Собаки максимально проигрывают в фотографии. А вот кадру с птицами, особенно с голубями, почти всегда получаются хорошими. Про котов я и говорить не будут – они всегда живописны и актуальны.

    Ищите сюжеты! Это главное в стрит-фотографии. Не стоит снимать миллиардную фотографию Эйфелевой башни –  лучше развернитесь и сфотографируйте, как толпа туристов её снимает.

источник

- пять советов по выбору точки и времени съемки

        1. Крыши. Если есть возможность забраться на  крышу – обязательно воспользуйтесь ей! Как правило, именно с труднодоступных для туристов крыш открываются великолепные виды на город. 

Вид на Мариинский дворец с Исаакиевского собора, 2011

        2. Смотровые площадки (небоскребов, в национальных парках…). Это самые невыгодные точки съемки – так как про них все знают и фотографии льются нескончаемым потоком из таких мест. Хотя чаще всего получаются довольно эффектные снимки – смотровые в плохих местах не делают.
 photo IMG_6894.jpg
Вид на Сан-Диего с острова Коронадо, США, 2009


        3. Ориентированность культовых зданий. Снимая архитектуру надо иметь в виду этот важный аспект. Как правило, алтарь в православной церкви располагается в восточной части, а в католических костелах на западной стороне. Это надо учитывать, так как при съёмке могут возникнуть проблемы с солнцем, которое будет «слепить» объектив с утра или вечером (в зависимости от церкви)

        4. Расположение солнца и луны. Расположение небесных светил надо учитывать, прежде всего, при съемке пейзажей. Например, если вы хотите снять на закате какую-то гору, то должны быть уверены, что во время этого самого заката тень от противоположной горы не закроет ваш объект съемки – снимать тень ведь вам ни к чему. То же самое касается и лунного света. Подробнее про то, как предугадать расположение светил и точно подобрать точку съемки я расскажу в следующий раз, когда буду делиться полезными программами. 

        5. Географическое положение. Необходимо учесть то, что чем ближе к экватору вы снимаете, тем меньше временной промежуток режимного времени. И наоборот, чем ближе к полюсам, тем он длиннее. Это же касается и времени года – летом большую часть дня тени короткие, а солнце довольно «злое», зимой же в средней полосе можно снимать почти весь световой день, так как солнце не поднимается так высоко.

- как снимать при недостаточном освещении

   Очень часто путешественнику приходится снимать в недостаточном освещении. Как решить эту проблему в пейзажной съёмке мы уже нашли – использовать режим HDR и\или штатив.  Но что делать, если мы хотим сделать кадр в пещере, красивом соборе, в юрте?

Рынок в Маниле, Филиппины, 2011

   Ну, прежде всего, на помощь придет светосильный объектив. Это самое лучшее решение проблемы, но и самое дорогое, да и не всегда помогает. Ещё можно поднимать значения ISO: в современных камерах (Canon 5D Mark II, например) можно смело выставлять это значение до 3200. Да, будет немного шумновато, но в таких темных фотографиях этот шум и зерно зачастую идет только на руку и придает своеобразную эстетику снимку. Ещё одно решение – монопод, но он лишь поможет убрать «шевеленку». Вы, наверное, спросите, а как же вспышка? Почему про неё не сказал и в самом начале? Я категорически хочу вас оградить от её использования! Делайте все возможное, чтоб не пользоваться вспышкой, тем более встроенной. Но если ничего не помогает, то конечно, на помощь придет и это приспособление.
    Не бойтесь проваливать в тенях в тех местах, которые не несут никакой смысловой нагрузки, пусть эти участки будут полностью черными, пусть гистограмма сходит с ума – вы же не на фотосток снимаете.
    Ещё одни небольшой совет: снимать лучше немного пересвеченные, чем недоэкспонированные снимки, так как в светлых тонах хранится намного больше информации, нежели в темных и их будет намного проще вытянуть при постобработке.
    Вообще, очень часто самые выразительные и атмосферные кадры  получаются именно при недостаточном или искусственно освещении, так что не бойтесь и экспериментируйте.


- особенности съемки людей;

    "Если кадр недостаточно хорош, значит вы подошли недостаточно близко
Роберт Капа"

    Это один из самых главных вопросов, который волнует начинающих тревел (да и не только тревел) фотографов – как снимать людей? Как я уже говорил выше, прежде всего, не надо делать это незаметно, за редким исключением. В этой главе я постараюсь рассказать на собственном опыте, как я научился это делать (нет, не снимать, этому я ещё учусь, а не стесняться и не бояться). Но сначала пара слов про оптику, которой лучше всего это делать.
    Опять же, про длиннофокусные объективы. Да, они хороши для портретов, но портреты как таковые в тревел-фотографии не так важны, тут важны люди в их естественном окружении – на улице, в поле, в доме, на рыбалке… Поэтому, конечно, на какой-нибудь 85 мм 1.2 у вас конечно же будут получаться отличные портреты, но вы ведь не невесту снимаете, а то, как живет эта невеста, как одевается, кто её окружает. Поэтому я ещё раз категорически отговариваю вас часто использовать длиннофокусные объективы.

"Не используйте длинные объективы. Недавно я услышал слова, которые подтверждают это: "Лучшая линза - это ваши ноги". И это правда, не будьте ленивы, подойдите ближе... используйте ваши ноги!"
Дэвид Гибсон

    С другой стороны, избегайте сильно широкоугольных объективов: сколько раз я видел фотографии с сильно искаженной геометрией лица, снятых на 16 мм! Да, бывают случаи, когда такое фокусное необходимо и его стоит использовать, но надо делать это крайне аккуратно.

    По мне, так лучший объектив для тревел фото – это 24, 28 или 35 мм. Лучше, конечно же фикс. Повторюсь, это мое личное предпочтение, и после довольно большого количества перепробованных объективов я купил себе именно 35 мм 1.4 и теперь просто не могу нарадоваться. Ну, конечно же, одного его недостаточно (хотя часто и с ним одним можно делать все фотографии), но я себе думаю ещё прикупить 24-105, чтоб был более-менее универсальный зум объектив.

   Немного разобравшись с оптикой, давайте поговорим про то, как снимать людей. Для начала пару слов про технические аспекты. Так как людей вы будете снимать не постановочно (за редким исключением), то вам надо будет ловить момент. Именно поэтому я советую снимать в режиме приоритета диафрагмы, чтоб был элемент ручной настройки, и чтоб было все довольно автоматизировано. Ну и, конечно же, снимайте сериями – эмоции и выражение лица человека меняется за доли секунды, свет тоже меняется очень быстро, а если вы снимаете не на пленку, накладные расходы практически равны нулю. Так что это просто необходимость.
 photo IMG_3034.jpg
В кафе, Дамбулла, Шри-Ланка, 2013

    Просто исподтишка снимать можно только разве что стрит-фото. Если же вы все-таки сделали скрытое фото, без разрешения, просто улыбнитесь, скорее всего в ответ вы тоже получите улыбку. Если человек недоволен - обязательно извинитесь и предложите удалить фотографию, причем удалите её прям при нет, показав это в камере.

     А вот осознанные хорошие фотографии можно сделать почти всегда только лишь познакомившись с объектом съемки. Не надо сразу показывать камеру, уберите её в рюкзак. Может так случиться, что в первый день вы её вообще не достанете. Может и во второй не достанете. В самом худшем варианте вы вообще её не достанете за все посещения определенного человека. Зато когда вы приедете в следующий раз – будьте уверены – вы сможете снимать уже все что угодно. 

    То есть сначала надо познакомиться с человеком, поговорить, узнать, что да как, понять, готов ли он вообще увидеть камеру в ваших руках. Если вы явитесь сразу с камерой на шее, в большинстве случаев (в России почти в 100%) вам не дадут себя снять. Почему? Ну, просто поставьте себя на их место – разрешили ли бы вы вас снимать первому попавшемуся, пусть и хорошему, фотографу? Вряд ли. Поэтому произвести первое впечатление очень важно. Вы должны показать, что человек вам интересен, интересно то, чем и как он занимается, не лишним будет похвалить то, что он делает – от вас не убудет, а ему будет приятно, да и вы наберете баллы в его глазах.  Например, у бабушки на рынке можно сначала купить полкило яблок, а потом уже спросить, можно ли сделать кадр.
 photo IMG_5187.jpg
Изготовление чурека, Азербайджан, 2012

        Если вы поняли, что контакт налажен, спросите разрешения на съемку. Если вам откажут – значит вы, скорее всего, просто поторопились. Не настаивайте и сразу не уходите - есть ещё вероятность, что немного позже все же вам разрешат достать фотоаппарат. И запомните – улыбка делает чудеса, проверено не раз на собственном опыте!
 photo IMG_4944.jpg
Разделка туши, Баку, Азербайджан, 2012

    Я не знаю термина русских фотографов, но в английском это называется «working the shot». То есть вам надо поймать кадр, для чего вы можете сделать 100 снимков одной сцены, а то и больше.  Именно для этого надо, чтоб человек вам доверял, иначе после третьего снимка возникнут вопросы и недоверие. Когда вам доверяют – вы сможете снимать и выбирать планы и ракурсы. Объясните это собеседнику, чтоб он понял, зачем столько снимков, скажите, что в итоге вы просто выберете один самый хороший, человеку так будет спокойнее. Ведь один-два кадра можно и не спрашивая разрешения сделать. Но будут ли они хорошими? Возможно. Но чаще всего нет. Кадр надо отрабатывать.

    Очень часто новички думают, что незнание языка – это очень большой барьер и его практически нельзя преодолеть. Это ошибка, прекрасно можно общаться на языке, понятном всем – языке жестов, и поверьте мне, улыбка и желание понять другого человека делают чудеса. Ведь вы для них тоже чужестранец, им тоже, чаще всего, интересно кто вы такой.
 photo IMG_5966.jpg
Хыналыг, Азербайджан, 2012

    Однако случайные фото и люди это довольно интересно, но перед поездкой лучше заранее подготовиться и узнать, где, что, кто и как может вам помочь со съемкой и кого вообще снимать. Можно же заранее узнать про интересного человека в интернете, связаться с ним и договориться обо всем. Если он находится где-то за границей, то можно вести переписку по почте или на Facebook – сейчас это небольшая проблема.

    Как найти интересный сюжет для фотоистории? Копать интернет! И вообще, целью любой поездки должна быть фотоистория – это одно из главных правил хорошей и нужной тревел-фотографии. Просто рассказы про города и природу, конечно, тоже интересны, но когда вы сужаете тему до персоналий (будь то архитектурный объект или человек), это всегда намного интереснее, чем общие планы.
 photo IMG_1812.jpg
Северное "жилое" кладбище в Маниле, Филиппины, 2011

    Поэтому вам надо найти человека, который вас бы быстро смог ввести в общество местных. У фотожурналистов такой человек называется фиксер. Это может быть просто местный гид,  прошаренный таксист, онлайн-друг, у которого вы останавливаетесь – кто угодно, главное – он должен чувствовать себя «в своей тарелке». С  таким человеком я снимал всего единожды – им в Азербайджане стал очень популярный и известный на всю страну человек – Фатик. Мало того, именно благодаря ему, меньше чем за неделю я искатал полстраны, он мне помогал с машиной, показывал город с наиинтереснейшими подробностями, узнавал у знакомых, как добраться до той или иной точки страны, а расстались мы с ним добрыми друзьями, хотя до этой поездки я вообще не знал его, и это, конечно же, главное!

    Надо также сказать, что начинать снимать людей, борясь со свойственным многим людям стеснением, можно с детей – они всегда открыты и готовы к этому, в отличие от взрослых, им нечего скрывать. Так же очень хорошо начинать тренироваться в Юго-Восточной Азии. Именно там и я поборол свой страх, хотя ещё, конечно нее до конца. Сложнее всего это делать в России, к сожалению…
 photo IMG_2999.jpg
Школьники в Канди, Шри-Ланка, 2013

    За правило я уже довольно давно взял возить с собой какие-то сувениры (тройные матрешки за 70 рублей пользуются невероятной популярностью во всем мире!) и сигареты для взрослых. Сигареты особенно полезны, если вы снимаете взрослого человека: очень часто угостить сигареткой – многого стоит. В Армении мы как-то пастуху дали пачку ЛМа, так благодарности не было предела! Поэтому у меня в рюкзаке и в машине всегда валяется закрытая пачка сигарет, хотя сам я не курю. Вот этим парням я просто купил выпить в баре - и снимал их до посинения
 photo IMG_3711.jpg
Выпивохи, Нувара-Элия, Шри-Ланка, 2013

    Но главное – понимание того, зачем вам это надо и надо ли вообще. Понимание того, что делая фотоисторию про человека, снимая его, его семью, дом, хозяйство, вы вторгаетесь в его личное пространство, а это значит, что он вам доверяет. Именно поэтому надо всегда соблюдать негласные законы этики и нормы морали нормального человека, иначе лучше вообще этим не заниматься и ограничиться пейзажами, животными, архитектурой.



Как всегда, приветствуются вопросы и комментарии по теме, на все, что смогу ответить - обязательно отвечу! Так же жду и от вас советов и каких-то тонкостей, которыми вы хотели бы поделиться.

Первая часть

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Tags: travel-фотография, лекции, путешествия, советы
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →