Антон Афанасьев (cheger) wrote,
Антон Афанасьев
cheger

Categories:

Лекции по travel-фотографии. Часть первая. Особенности подготовки к Фото-Путешествию

    Пошарил я по просторам нашего родного энторнета и понял, что про travel-фотографию там ничего практически и нет. То есть есть какие-то обрывки, ссылки на какие-то мастер-классы, но конкретики - никакой. Мастер-классы - это, конечно, хорошо, но за них надо платить, да и не все могут их посетить, так как почти все они проходят в Москве или Питере.

    Поэтому я решил написать свой личный мастер-класс по travel-фотографии. Я порядочно езжу с камерой и могу кое-что рассказать людям, у которых вопросов пока больше, чем ответов. У меня и у самого есть вопросы по этому поводу, но так как в друзьях в ЖЖ у меня есть много фотографов-путешественников, то я надеюсь они поддержат разговор и тоже выскажут здесь какие-то свои мысли по этому поводу, какие-то секреты и полезные советы. Здравая критика тоже принимается.

    Так что если вы поняли, что переросли фотографии на фоне пальм и хотите привозить из отпуска фотоистории, или больше того - ездить в отпуск за этими фотоисториями, постигать мир, природу, другие народы и культуры через объектив, то этот цикл лекций для вас! 

    Сегодня первая часть лекции, и она будет посвящена особенностям подготовки в фото-путешествию. Итак, поехали! 

   I. Как подготовить снаряжение и фотоаппарат

    В отличие от всех других фотографов, фотограф-путешественник отличается, прежде всего, тем, что снимать ему приходится часто в самых непредсказуемых условиях. А ещё – он много и часто перемещается. Поэтому количество и вес оборудования играет очень важную роль.
    Следовательно, подготовка снаряжения – одна из главных вещей. Подробно рассказывать про одежду и обувь я не буду, так как все же я рассказываю, прежде всего, про фотографов, а не путешественников. Поэтому остановимся на фотоаппаратуре и сопутствующих вещах.

    1. Рюкзак. Многие трэвел-фотографы предпочитают специализированные фоторюкзаки. Я, перепробовав около 5 моделей, пришел к выводу, что лучше купить хороший туристический рюкзак с двумя объемами. Почему? А вот почему:
        a. В туристический рюкзак больше помещается, что не маловажно для путешественников.
        b. Туристический рюкзак обладает хорошей подвесной системой и вентиляцией спины. Этот пункт, пожалуй, самый важный. Есть, правда, и фоторюкзаки с такими параметрами, но стоят они в среднем в 2 раза дороже, чем такой же туристический.
        c. Фоторюкзаки дороги.
        d. Фоторюкзаки имеют, чаще всего, вид чемодана, они совершенно по-идиотски выглядят, хотя тут, как говориться, на вкус и цвет.

    Это основные причины, почему я остановился на туристическом рюкзаке. Нижнее отделение отводим для фотоаппаратуры: всего, кроме самого аппарата со штатным объективом. Под каждый объектив надо будет купить кофр. Как правило, под дном рюкзака находится отделение для чехла. В него можно положить тонкий полипропилен, чтоб сделать все дно мягким – это убережет технику от удара об землю, хотя и кофра достаточно, как правило. Для самого фотоаппарата мы покупаем своеобразный чехол и переносим его в верхнем отделе рюкзака. Штатив\монопод всегда можно прикрепить сбоку на удобные кремления. 

 photo 1518b.jpg
Рюкзак Tatonka Andro 30


    2. Поясная сумка. Для фотоаппарата, чтоб во время поездки, когда за спиной нагруженный рюкзак, он всегда был под рукой, очень удобно использовать поясную сумку. Главное подобрать такой её размер, чтоб в неё точно поместилась камера! Тут же можно хранить деньги, документы, сотовый телефон.
 photo The.jpg
Поясная сумка The North Face Sport Hiker


    3. Фотоаппарат. Конечно же, при возможности, это должен быть аппарат в металлическом корпусом, пыле- и влагозащищенный. Но не много у кого есть деньги на покупку профессиональной репортажной техники, поэтому надо как-то предохранять аппарат от влаги и пыли. Я использую чехол только при транспортировке, а так он висит у меня на плече, или лежит без чехла в рюкзаке или поясной сумке, всегда готовый начать съемку.
 photo dcae841f6ddcee6bd08f537fb2afbefe0c566465_6.jpg    photo 41nZyMkri1L.jpg   
Камера Canon 5D Mark II                                                                                                                Мягкий чехол

На каждом объективе обязательно должен быть накручен защитный фильтр.
Если поездка планируется во влажное место или в дождливый сезон, то есть смысл купить специальный полиэтиленовый чехол, а можно и кейс для подводной съемки, но при выборе его надо учесть диаметр и длину объектива.
 photo 12818waterproof_camerover.jpg


    4. Штатив. Если вы собираетесь снимать пейзажи, ночной и вечерний город, ночное небо, то вам необходимо взять с собой штатив. Очень немаловажная вещь у штатива – его вес, потому что, как правило, они довольно тяжелые и громоздкие. Именно по этой причине я почти никогда его с собой не вожу. Ну а пейзажи я не большой любитель снимать, так что не возить его у меня причин намного больше, чем возить. Но если вы твердо решили, что вам нужен штатив, то выбирайте максимально легкий. Это не значит, что вам надо брать самый маленький алюминиевый штатив. Его надо выбирать так, чтоб он мог держать вес камеры с запасом. У него должны быть резиновые наконечники на ножках (на случай, если поверхность скользкая), но и должны выдвигаться металлические кончики (если это, например, горы). Идеально – это штатив из карбона, хотя они совсем не дешевы.
Кстати, как правило, если вы планируете снимать только вечерний город, то вам будет вполне достаточно небольшого штатива, который сильно компактнее и легче. Это отличный компромисс между хорошим штативом и его отсутствием.
 photo JSN_TK284_BH68.jpg
Штатив и 3D голова


    5. Тросик дистанционного спуска. Нужен, если вы будете снимать со штатива.

 photo _________________4fa11371c5448.jpg
Тросик Canon


    6. Запасные аккумуляторы. Желательно иметь как минимум 2 запасных аккумулятора для камеры

    7. Флешки. Мало не бывает. Но так как я, например, в поездках не вожу с собой ноутбук, то и не скидываю фотографии, поэтому у меня около 100 Gb флешек. Все флешки необходимо носить в герметичной упаковке, чтоб они не мокли и не пылились.
 photo transcend_16gb_400x_compactflash_card_-_ts16gcf400.jpg

    8. Объективы. Про них поговорим отдельно. Перевозить обязательно в кофре, если у вас не специальный фоторюкзак с отделениями под них. Да и то, кофр никогда не повредит

 photo Canon24-70mm.jpg            photo highres.jpg
Canon 24-70 2.8L USM                                                                                                                  Canon 28 1.8 USM


    9. Вспышка. Я практически ей не пользуюсь, но если вы едите в места, с плохим естественным освещением (пещеры, джунгли…), то без неё не обойтись. Перевозить вспышку надо тоже в чехле. Не забудьте батарейки к ней!

 photo CanonSpeedlite430EXIIlash2.jpg
Canon Speedlite 430EX


    10. Дополнительный батарейный блок. Я не вижу в нем смысла, так как он сильно утяжеляет камеру. Однако если съемка планируется при низких температурах или там, где нет электричества долгое время, то есть смысл брать этот девайс. Но не забудьте про пальчиковые аккумуляторы на тот случай, если сядут аккумуляторы камеры.
 photo 4729b.jpg




    II. Какие объективы и фото-принадлежности желательно взять с собой

    1. Объективы 
В предыдущей главе я рассказал, что и как необходимо брать трэвел-фотографу в поездки, в этой же главе я постараюсь рассказать подробнее про объективы и то, какие из них следует брать с собой. 
        a. Сверхширокоугольные объективы (фокусное расстояние до 24 мм). Как правило, используются для съемки архитектуры, пейзажной съемки, съемки интерьеров, реже – жанровой съемки
 photo EF-8-15mm-f4-L-USM-FSL-NO-CAP.jpg
Canon 8-15 4L USM

        b. Широкоугольные объективы (фокусное расстояние до 28 мм). Те же цели, что и предыдущий, но с меньшими геометрическими искажениями
 photo Canon-EF-24mm-f-14-L-USM-Lens.jpg
Canon 24 1.4L USM

        c. Нормальный объектив (фокусное расстояние от 28 до 70 мм примерно). Пейзаж, портрет, жанр, репортаж, реже архитектуру и интерьер.
 photo 457680.jpg
Canon 50 1.2L USM

        d. Длиннофокусный и сверхдлиннофокусные объективы (фокусное расстояние больше 70 мм). Портрет, горный пейзаж, природа, животные.
 photo canon-ef-200-1.jpg
Canon 200 2L USM



    Как видно из информации выше, путешественнику надо бы иметь все виды объективов, но, как я уже говорил, вес и количество аппаратуры сильно влияет на самочувствие фотографа – ведь ему надо все это носить на своих плечах. Поэтому зачастую путешественники выбирают для поездок универсальные зумы с широким диапазоном фокусных расстояний, например, 18-200. Однако такие объективы, как правило, обладают слабой и переменной светосилой, что не очень хорошо. Как известно, универсальное хорошим не бывает (разве что за самым редким исключением)

 photo canon_18200.jpg
Canon 18-200 3.5-5.6 IS

    Как мы видим, надо решить, что именно вы хотите снимать в поездке. Если природу и животных, то вам не обойтись без длиннофокусного объектива, если городскую архитектуру – то без широкоугольника, людей и уличную фотографию – нормальный объектив. Лично я не фотографирую животных, пейзажи и архитектуру тоже фотографирую не так часто, как людей, поэтому мой выбор пал на объектив 24-70 с постоянной светосилой 2.8. Как видите, он покрывает и пейзажно-архитектурный диапазон, и портретный. Если очень надо, можно купить к нему экстендер и на выходе будет получаться уже 140 мм, но у меня такой задачи нет, 70 мм мне хватает практически всегда.

    Второй объектив, который у меня всегда с собой – это 28 мм 1.8. Почему он? А потому что фокусное расстояние от 28 до 35 мм – лучшее (как я считаю) для стрит-фотографии. Почему не 35 мм? Потому что этот Canon 35 mm 1.4 довольно дорог и довольно тяжел, а вот 28 мм 1.8 USM хоть и имеет не такой светосильный, зато сильно легче своего старшего собрата, так же снабжен ультразвуковым мотором.
Так что выбирать, какой (или какие) объектив(ы) вам брать в поездки надо исключительно из тех нужд, которые вы преследуете.

    2. Светофильтры.
Их, как известно, довольно много и каждый выбирает фильтры под свои творческие нужды.
 photo sp_1.jpg

    В этой статье я хочу рассказать лишь про 2 типа: защитный и поляризационный. Если с защитным относительно все понятно, то с поляриком все немного посложнее. 

    Поляризационный фильтр служит для удаления отражения не металлической природы и зачастую и, при правильном использовании, для насыщения цветов, как правило, неба, также благодаря ему можно убрать отражение с водной поверхности и получить эффект «прозрачной» воды.

     photo kontrast.jpg

    Из предыдущего предложения понятно, что полярики используются практически только в пейзажной съемке. Однако надо учесть, что использовать такие фильтры нельзя при съемке панорам и на широкоугольных объективах, так как на кадрах, сделанных на широком угле и с использованием поляризационного фильтра, будет неравномерный эффект «насыщенного» неба: темное оно будет только в центральной части кадра, а по краям – светлое, от чего сильно неравномерно.
 photo polarizator.jpg
    Главное правило пользования таким светофильтром – стоять перпендикулярно к солнцу(боком). Поэтому использовать этот тип светофильтра надо очень аккуратно.
    Лично я использую только защитные UV фильтры.

    3. Прочие полезные мелочи
Существует, конечно же, ещё несчетное количество полезных приспособлений, которые помогают фотографам в путешествии. Я расскажу лишь о нескольких из них, так как всех я их просто не знаю да и не считаю нужным говорить в этой статье про них.

        a. Защитная пленка на экран камеры – предохранит экран от царапин
             photo 569_big.jpg
        b. Страп на руку – позволяет прикрепить камеру к запястью
             photo Camera_hand_grip_wrist_strap.jpg


        c. Поясные кофры для объективов – все объективы под рукой, ими пользуется varlamov.ru 
             photo PICT6494_44f.jpg


        d. Плечевая разгрузка для камеры – очень сильно разгружается шея + защита от «кражи-срыва» камеры, такой штукой пользуется pavel_kosenko
             photo images.jpg       photo camera.jpg


        e. GPS приемник – записывает текущее местоположение в EXIF кадра
             photo 36321.jpg


        f.  Монопод – для съемки при недостаточном освещении
             photo monopod.jpg



        g. Мягкая тряпочка для протирки объектива

    Конечно же, этот список можно расширять до бесконечности и он будет упираться лишь в ваши финансовые возможности и потребности, однако всего вышеперечисленного практически достаточно для успешной и комфортной съемки в путешествии. Многое можно и исключить, я лишь предоставил вам выбор, а решать каждому фотографу самому, что ему нужно, а что нет.

    III. Предварительное знакомство со страной

    Перед поездкой в определённую страну надо, конечно же, познакомиться с ней и узнать о стране как можно больше информации. Причем информацию надо черпать не только про места, которые вы планируете посетить, но и по другим локациям, потому что зачастую бывает, что фотографа занесет совсем не туда, куда он ожидал приехать, если конечно у вас не запланирована съемка исключительно в каком-то определенном месте.
    Мы же будем ориентироваться на среднестатистического путешественника с фотоаппаратом, а не профессионала, который снимает по заказу. То есть фотограф просто хочет сделать интересные и желательно не сильно заезженные фотографии красивых мест. Для этого, конечно же, надо купить путеводитель. Но, как правило, в путеводителях нет каких-то редких достопримечательностей, однако иногда и попадаются отдельные статьи. Например, именно из путеводителя по Шри-Ланке я узнал про практически никому не известный и совершенно не туристический, но крайне для меня интересный город Путталам.

    После прочтения путеводителя надо почитать сайты на русском языке и попробовать найти что-то интересное про страну. Прежде всего проверяйте праздники и фестивали, так как очень может быть, что вы попадете на какое-то очень интересное народное гуляние. Если в даты вашей поездки попадает какой-либо праздник (светский или религиозный) – обязательно узнайте про него как можно больше подробностей! Именно так я пропустил на Филиппинах то, что до сих пор не могу себе простить – Страстную Пятницу (кстати, она сегодня), когда некоторые филиппинцы прибивают себя к кресту у церквей, хотя я был в это время в Маниле.

    Так же очень хороший, но требующий большой затраты времени способ найти интересные места – поставить себе программу SAS.Планета и включить там слой WikiMapia: там можно найти практически все объекты в нужной вам местности, зачастую с ссылкой на статью в Википедии и фотографиями. Подробно про эту программу я рассказывал в одном из своих обзоров

    Конечно, перед поездкой надо узнать, как люди страны, куда вы собираетесь поехать, относятся к фотографированию. Если это мусульманская страна, то проверить информацию дважды, потому что часто именно в мусульманских странах бывают иногда с этим проблемы (особенно это касается фотографирования женщин).

    Вообще, как путешественник, я могу рассказывать довольно много о том, как подготовиться к поездке, но это выходит за пределы лекции о travel-фотографии. Важно найти то, что будет интересно вам, будь то люди, города, животные или природа, а потом вытянуть про это как можно больше информации, подумать, как лучше все это сфотографировать и после сделать хорошее повествование, если цель – не отдельные снимки, а фоторассказ.
Главное в travel-фотографии, как читаю лично я, сделать фотографии не самых красивых и популярных мест (хотя и это должно быть не самое последнее в поездке), а мест и людей, о которых до вас мало кто рассказывал, а если и рассказывал, то надо показать вроде как известную вещь с совершенно другой стороны.

    Например, в Маниле все туристы идут посещать крепость Интрамурос и центральный парк, а всего лишь в двух остановках находится интереснейшее кладбище, которое является домом для тысяч людей! И я проверил это на блоге – рассказ про это кладбище был в сотни раз популярнее того же рассказа про Интрамурос, так популярнее, что занял первое место среди репортажей на Ридусе и принес мне новенький iPad. Кто бы мог подумать – всего 2 станции метро!

    Узнавайте больше про жизнь людей, ведь страна – это прежде всего люди, как бы не упирались пейзажисты. Travel-фотография – это люди и их жизнь! Страну можно понять и прочувствовать лишь тогда, когда познакомился, влился в общество аборигенов. Иначе у вас будут в лучшем случае красивые открытки, которыми и так наполнен интернет. Вам это надо? Нет, и никому это тоже особо не надо. Если вы боитесь или стесняетесь фотографировать людей – значит третья часть лекции будет специально для вас. На ней я попробую объяснить, как побороть в себе этот страх и стеснение, как начать фотографировать незнакомых вам людей. Но всему свое время, в на этот раз, я думаю, достаточно.



Если лекция вам понравилась, то не стесняемся - ставим лайки, делаем репосты, комментируем - это показатель, по которому мне сразу понятно, есть ли смысл во всем этом деле, или зря я это затеял и никому это не интересно.


Tags: travel-фотография, лекции, путешествия, советы
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 201 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →