?

Log in

No account? Create an account

Записки несостоявшегося этнографа

Повседневная жизнь в фотографиях


Previous Entry Share Next Entry
О староверах на Нижегородчине: Осинковский и Оленевский скиты, Шарпан, могилы отцов Иосифа и Даниила
cheger

"Верховое Заволжье - край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий.
Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца… Старая там Русь, исконная, кондовая.
С той поры как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало"


П.И. Мельников-Печерский. "В лесах"

     Ну чтож, давайте я все же продолжу рассказывать про старообрядческие скиты и прочие интересные места, связанные с нижегородским, и не только, древлеправославием Прошлый раз я немного рассказал про  самый большой скит в нашем Заволжье - Комаровский и небольшой Новый Шарпан.

   Сегодня историй будет немного больше: под катом рассказы про Осинковский скит, иноки которого сожгли сами себя в землянках, но не покорились петровским посланцам, позже тут был построен Осинковский монастырь, но и он не сохранился до нашего времени. Ещё расскажу про Оленевский скит, единственный старый скит, на месте которого до сих пор живут люди, но не в ските, а уже в деревне Большое Оленево, про скит Старый Шарпан, хотя я так до сих пор и не понял, был это он или нет, и про две могилы старцев - Иосифа и Даниила.

    На этом до следующего года я и закончу, так как остальные я не успел найти или просто не смог - это оказалось довольно трудным занятием - самостоятельно искать древние, практически всеми забытые места   

Photobucket

Photobucket    Photobucket



    На самом деле для меня всегда являлось вопросом, почему же, если на старообрядчество были такие гонения, они аж до революции сохраняли такое большое количество своих приверженцев? Одной из причин этого было то, что старообрядцы были очень предприимчивыми, деловыми, работящими людьми, не любившими тратить денег понапрасну и отвергающие пьянство. Прекрасным представителем нижегородской старообрядческой общины был Николай Александрович Бугров.


    Кстати, его отец и дед были такими же прекрасными предпринимателями и благотворителями.

    Бугров  был одним из успешнейших предпринимателей России, и уж точно самым успешным нижегородцем! До сих пор по всей области у нас сохранились его мельницы, промышленные и не только промышленные здания, построенные этим лидером беглопоповской общины. Кстати, производство такой интересной вещи, как лестовка, свойственной старообрядцам, занимался именно он



    Очень многие дома были построены именно им, причем не только дома, приносящие доход, но и многочисленные ночлежки для бездомных (на Рождественской, например), вдовьи дома (ныне политеховское общежитие №2 на площади Лядова).

    На фотографии Дмитриева можно увидеть, как выглядел "съезд" старообрядцев в Нижнем
Photobucket

    А таких "бугровых" по всей России было не так уж и мало, особенно в Москве, торговом Поволжье, промышленном Урале и в Сибири. Во многом именно благодаря им старообрядчество не просто не сдавало позиций, но и расширялось.

    Ну чтож, небольшой экскурс в историю закончен, перейдем пожалуй и к самим скитам. Сначала расскажу про самый первый скит, который я посетил и найти который не составляет никакого труда. С семеновской трассы он выглядит примерно так. Поле да лес. Но если прогуляться по этому полю, то на его окраине видно современное кладбище, от которого в глубь леса ведет тропинка. По ней-то и надо идти, чтоб попасть на бывший Осинковский скит
Photobucket

Кстати, вот старая фотография скита. Узнаете?
Photobucket

    Местность там довольно болотистая, рядом протекает небольшая речушка, в которой, как говорят местные, иногда находят камни от старых келий. Я, правда, ни одного камня там не нашел. У самого начала тропинки выставлен информационный знак - место это является памятником истории регионального значения, как, на самом деле, многие скиты на Нижегородчине. Табличка рассказывает историю про иноков, которые жили тут в уединении с своих кельях и предпочли сгореть, нежели сдаться петровским разорителям. Ещё говаривают, что все свои накопленные сбережения они спрятали в колодце, над которым сейчас стоит часовенка, а люди со всего района приезжают сюда набрать воды. 

    Кстати, это был не самый страшный случай самосожжения. После раскола люди жгли себя целыми деревнями и селами! Огромную роль в этом сыграли такие проповедники самосожжения как Капитон и Варнава - своими проповедями они увлекли в огонь не одну тысячу людей. Именно в огне они видели единственный выход из сложившейся ситуации, ведь антихрист уже пришел на землю, и лучше сгореть, чем попасть в его сети. Под антихристом, кроме всего прочего, понимали и патриарха Никона, и Петра... Большинство наставников старообрядчества были против самосожжения, но гари ещё долго полыхали по всей России... 

До самой часовни проложена дощатая тропинка, так что Осинковский скит является единственным обустроенным до такой степени местом, где когда-то жили старообрядцы.  
Photobucket

Вокруг все покрыто черникой, и часто попадаются грибы
Photobucket

На месте келий, где сгорели иноки, вкопаны пять голбцов, за которыми бережно ухаживают. 
Photobucket


Photobucket

Если немного углубиться в лес, то натыкаешься на скитское кладбище
Photobucket


Photobucket

Рядом видно довольно много домовых ям - когда то тут были избы
Photobucket

А вот и сама часовенка - внутри находится обустроенный колодец, где каждый может набрать воды
Photobucket

Набрали её и мы, после чего направились в Оленевский скит - ныне это деревня Большое Оленево - она была основана именно на месте бывшего скита.

    Оленевский скит был основан ещё до раскола, аж в 15 веке, и является древнейшим в Нижегородской области. После событий середины 17 века его обитатели не приняли новых правил и ушли в раскол. От скита практически ничего не осталось, а ведь когда-то это был один из самых больших скитов на Керженце! На месте старых кладбищ стоят кресты, могил практически нет.
Photobucket


Photobucket

    Зато есть деревня. В интернете полно копипастной информации, что дома тут выстроены в традиционном для скита виде - "стаи", однако на самом деле домов то тут практически не осталось - все застроено несуразными дачами и ни о каких "стаях" и речи нет! Так же и обстоит дело со старообрядцами, "которые ухаживают за могилами на остатках трёх старых кладбищ на могилах которых, за отсутствием моленной, совершаются по праздникам богослужения." Никаких старообрядцев тут уже давно нет, ещё с 70х что ли годов.
Photobucket

Более-менее старые дома можно пересчитать по пальцам
Photobucket


Photobucket

    Именно эта бабушка рассказала нам, что никаких старообрядцев в деревне теперь и в помине нет, я что даже тот, кто что-то про них помнит, уже скоро "на тот свет сойдет". Поэтому пообщаться со стариками-староверами мне так в том году и не удалось. Хотя очень хочется сделать репортаж про то, как живут староверы сейчас, какой у них быт, надеюсь в этом году смогу это сделать.
Photobucket

    А вот места там невероятно живописные! Сосновый бор, который высится на пригорке у болота, дорога через это болото, уложенная бревнами - все это наводит на мысль, что старообрядцы не просто прятались в недоступных местах, но и выбирали их максимально удобными для автономного проживания. На своей легковушке я там еще пробрался
Photobucket

    В этот день скитов мы больше не искали, а в следующий раз я уже поехал на поиски один, целью были Голендухин скит, так мной и не найденный, хотя я опросил половину деревни, около которой он должен был располагаться, зато недалеко от неё я  нашел (судя по описанию и координатам) скит Старый Шарпан, но сейчас все более склоняюсь к мысли, что это все же не он, а просто старое кладбище. Так что не буду пока про него писать, так как надеюсь в следующем году найду настоящий скит.
Photobucket


Photobucket

    Последним из скитов, которые я планировал найти в прошлом году, был смит Смольяны, основанный старообрядцами с очень знатными фамилиями: Салтыковым и братьями Потемкиными, но так и не нашел его. Где-то рядом располагается ещё и скит Семь Дев, но и его я не смог найти! Даже проводника нашел в деревне, очень интересный мужик оказался! Обещал все разведать у местных лесорубов, но что-то так и не позвонил.

    Зато он показал мне могилы инокосхимника Даниила «и с ним две тысячи братьев и сестер сожженных» и могилу инокосхимника Иосифа, которые располагались на дремучей лесной дороге, где-то между двумя полуживыми деревнями. Без него я ни за что бы их не нашел! Мужик очень интересный, пока мы шли, рассказал, про то, как они валят в лесу деревья, продают их за бесценок, про то, как у их лесного домика волки бродят... 
Photobucket

А вот старообрядцы-странники конца 19 века для сравнения
Photobucket

После часа блужданий по болоту и лесной дороге, мы пришли к могиле отца Иосифа. Чем он славен, я так и не узнал - в  интернете я информации не нашел, мой проводник этого тоже не знал...
Photobucket


Photobucket

    Попрощавшись с лесником, я пошел обратно по лесной дороге, заглянув на старое кладбище. На нем я обнаружил ещё одну особенную могилу, на кресте, установленном там, было написано "Отец Даниил, сожженный с двумя тысячами братьев и сестер"
Photobucket

На кресте висят лестовки, а рядом лежит какая-то старя книга
Photobucket


Photobucket

На самом кладбище также много старых крестов и голбцов
Photobucket


Photobucket


    Ну вот и все, к сожалению, больше я вам рассказать до следующего лета не  смогу, так как как я ни старался, но то не было времени, то просто не мог найти остальные скиты. В этом году я подготовлюсь намного лучше и постараюсь найти все оставшиеся известные скиты в Нижегородской области.

    Кстати, если у вас есть какая-то интересная и полезная информация по старообрядчеству, то напишите мне пожалуйста, так как меня эта тема все больше увлекает




Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

было интересно - спасибо

пожалуйста!

удивительно, что что-то всё же ухитряется уцелеть.

ну как я уже сказал, многие из этих мест нанесены в списки памятников истории регионального значения, но на самом деле все это держится руками старовером, которые ухаживают

всегда пожалуйста!

мне эта тема Очень интересна!

Спасибо, замечательный пост )))

вам спасибо=)

Спасибо за репортаж, очень интересно!

У меня знакомые староверы живут в Польше, у них несколько общин там, живут там как раз с 17-го века. Довольно-таки их деревни контрастируют со среднепольскими, видно, что здесь Русь :)

да, очень много староверов живет за границей из-за тех самых гонений, а иностранцы их очень любили - работящие и не пьющие

Хорошо расписал, еще больше захотелось там поездить посмотреть послушать.

спасибо, сгоняем, если не очень много народу, а то как то неудобно

Русскому мужику не пить это хорошо, если бы ещё дури поменьше. Это ж надо ходить и подговаривать других на самосожжение, и многие видно соглашались. И с детишками.

жа, целыми семьями горели. просто на примере гарей видно насколько раскол был сильной переменой даже для обычного население

(Deleted comment)
Боже, какая воля у людей ! в смысле, какая вера !

не могу не согласиться

продолжайте свое священное дело.. вы староверов воскрешаете из забвения. Очень люблю Мельникова-Печерского..

ну священным бы я его не назвал, скорее краеведческое. да и воскрешать их ни к чему, их довольно много и сейчас, просто они не так открыты всем остальным

Уже лет пятнадцать назад или даже пораньше с перестройкой маленькие хуторки и деревеньки стали исчезать. Хорошо, что что-то осталось.

у нас вообще разруха по селам и деревням в основном, глушь там, где ещё 50 лет назад были огромные села и полями и садами!

Лет пятнадцать - это то, что я увидел. Я так, да, пишут, что с шестидесятых всех в города потянуло.
В перестройку всяческие мародеры по закрытым домам шастали, даже древесину старинную растаскивали.

вот все и растащили

Спасибо, очень интересный материал.
Два года назад ходил на сплав по Керженцу: там до сих пор чувствуется "староверский дух".

пожалуйста! это весной вот тоже думаю сплавиться