Записки несостоявшегося этнографа

Повседневная жизнь в фотографиях


Previous Entry Share Next Entry
Рассматриваем Брейгеля: Перепись в Вифлееме
cheger
    Итак, я смотрю, относительно многим пришлась по душе новая рубрика у меня в ЖЖ про картины Брейгеля, поэтому сегодня предлагаю поподробнее рассмотреть очередной шедевр этого художника, который находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.  Называется это полотно "Перепись в Вифлееме" и было создано оно в 1566. Все картины Питера Брейгеля этого периода (к слову сказать, моего любимого периода) творчества впечатляют сознанием достоверности происходящего, а евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Поэтому давайте посмотрим, что скрывает Брейгель на этой картине

photo main_.jpg



    Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Они должны были указать именно этот город, поскольку он назван ветхозаветными пророками тем городом, из которого явится Мессия. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Дело в том, что каждый иудей, чтобы зарегистрироваться, должен был вернуться в свой родной город. Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное – из-за сроков беременности Марии – путешествие.

    Собственно, на картине Питера Брейгеля Старшего участие в переписи Иосифа и Марии изображено достаточно символически. Картина «Перепись в Вифлееме» — яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. Символом этой власти является герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись.

    Оригинальность трактовки Брейгелем этого евангельского сюжета — как и других в его картинах — состоит в том, что Святое Семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Такая трактовка главных персонажей и главного действия той или иной истории Евангелия характерна для Брейгеля. В своей картине художник рисует быт нидерландской деревни того времени, и только одна деталь расшифровывает эту картину как евангельский сюжет – осел, на котором едет Мария, сама по себе малоприметная, и вол — животные, которым, согласно рассказу Протоевангелия Иакова, надлежит присутствовать в Рождестве.

    Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас, изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо. Но чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это именно Иосиф-Плотник, муж Марии, Брейгель дает ему в руки его профессиональный инструмент – пилу, традиционный атрибут Иосифа.

    Брейгель своей трактовкой этого сюжета, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь и сейчас, Он среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас. Факт создания художником Питером Брейгелем, быть может, первых религиозно-исторических и одновременно бытовых картин на современный автору сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями

1. На этой картине солнце у Брейгеля прям какое-то японское. Больше нигде я у него такого не видел
 photo 1.jpg

2. Кстати, по всем картинам мастера видно, кто климат в то время был значительно холоднее
 photo 2.jpg

3. Церковь на дальнем плане
 photo 3.jpg

4. Обычная жизнь крестьян. Говорят Брейгель иногда переодевался крестьянином и посещал подобные места, просто броды по улочкам.
 photo 4.jpg

5. Вон кто-то шлепнулся, катаясь на коньках
 photo 5.jpg

6. Замок - непременный аттрибут большинства картин
 photo 6.jpg

7. Плотники возводят небольшой сарай или может даже домик
 photo 7.jpg

8. Это, наверное, таверна
 photo 8.jpg

9. Дом
 photo 9.jpg

10. Крестьянин и его странный зимний огород у дома
 photo 10.jpg

11. Детские зимние забавы
 photo 11.jpg

12. Прорубь для забора воды
 photo 12.jpg

13. Странники, несущие с собой какой-то груз
 photo 13.jpg

14. Игры в снежки
 photo 14.jpg

15. Мама разметает от снега лед, чтоб дети катались на нем
 photo 15.jpg

16. Таверна, а стены которой горит огонь и вокруг которого греются люди
 photo 16.jpg

17. Опять коньки и лодка-плоскодонка
 photo 17.jpg

18. А вот и центральные фигуры картины - Иосиф и Мария
 photo 18.jpg

19. Крестьяне
 photo 19.jpg

20. Торговец
 photo 20.jpg

21. Мясник закалывает свинью, а его помощница, видимо, подставила тару для крови
 photo 21.jpg

22. На подходе ещё одна свинья
 photo 22.jpg

23. А вот и сама перепись
 photo 23.jpg

24. А вот и герб Габсбургов
 photo 24.jpg

25. Крестьянин рубит и грузит дрова
 photo 25.jpg

Использованный текст

Из серии:
Рассматриваем Брейгеля: Вавилонская башня



Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||


Posts from This Journal by “Брейгель под присмотром” Tag


  • 1
на 20-й торговец смахивает на наперсточника :)))

Отлично ! На Брейгеля можно смотреть часами , вдаваясь в подробности

Как интересно! Спасибо!
Брейгель – мой любимый художник!

Крутая рубрика! Да, мне по душе. Брейгеля я очень люблю, ка и вообще средневековое искусство.
Премного благодарен за ликбез, ничего этого не знал.

с удовольствием рассматриваю картины вместе с вами! спасибо!

На № 11 рождение хоккея? Плетка и что-то темное на льду. ;)

это не плетка и что-то маленькое - это такая игра типа волчка, я про неё поподробнее расскажу, когда буду разбирать другую картину=)

20 и 11 - кому стол, кому санки

Крутой разбор)

случайно наткнулся на вашу публикацию...
идея анализа очень интересна... но вот способ мне к сожалению не очень понятен...
мне кажется, что в трактовке образов картины есть несколько довольно серьезных ошибок (как минимум неточностей) и упущений... если вы посчитаете мое мнение полезным - готов поделиться... если нет, то простите за беспокойство...

с удовольствием послушаю! я вообще ничего не трактую, лишь показываю подробности картины, которые у Брейгеля просто так на экране монитора не рассмотреть

просто там есть пара моментов, не вполне верное название которых сильно меняет восприятие картины в целом...

в европе того времени оружие имели право носить (да и могли себе это позволить) представители высших сословий и военные или люди, находящиеся на службе... поэтому люди с оружием на картине - не крестьяне. а с копьями (в руках или у прислоненных к стенам зданий) соответственно солдаты-пехотинцы.

здание с гербом и зеленым (рождественским?) венком - постоялый двор или гостиница. а люди перед ней не перепись, а очередь желающих поселиться... но гостиница переполнена, поэтому мария и иосиф вынуждены будут ночевать в хлеву...

фигуры в широкополых шляпах - по виду ближе всего к пилигримам-паломникам... вполне возможно это три волхва, которые принесут дары младенцу-иисусу.

на "10" возможно тот самый хлев...

кстати на "12" еще один пилигрим, судя по фляге-тыкве на поясе, прошедший какой-то из европейских паломнических путей, возможно путь сантьяго и не бедный человек, если обращать внимание на меч.

на "13" не странники, а или два ландскнехта-наемника, или палач с подмастерьем и их слуга...

"17" - было у искусствоведов предположение, что мужчина в берете - это автопортрет самого брейгеля.

"20" это скорее всего меняла.

вот примерно так... если это оказалось полезным - буду рад)

Edited at 2016-02-04 08:07 pm (UTC)

спасибо огромное!

хорошо, если пригодится)
пожалуйста)

а по предыдущему посту, про Вавилонскую башню, ничего подобного не подскажете? и вообще, был бы раз, если бы заглядывали и в будущем, потому что найти подобную информацию в сети трудно, а сам я искусствоведческого образования не имею

а на картине "вавилонская башня" меня на "4" плавучие пантонные мельницы заинтересовали, их там две. интересно, что там и стационарная мельница присутствует, в доме в правом углу фрагмента... возможно эти мельницы использовались не для помола зерна, а для нужд строительства...

Спасибо за чудесный разбор! Добавлю от себя:

1. Мальчика везут на треугольном табурете как на санках.
2. Удивили люди в круглых шляпах и плащах по типу китайских или японских.
3. Единственный персонаж который смотрит на нас это ребенок на 23 фрагменте.

Спасибо! И за вавилонскую б!!!

с огромным удовольсвтием прочла оба поста!! Спасибо.

есть кинофильм "Мельница и крест", снятый по мотивам картины Бреёгеля "Путь на Голгофу"

да, шикарнейший фильм!

А я вот только сейчас обнаружила, что герб РФ и герб Габсбургов это одно и то же, двуглавый орел. А почему, никто не знает?

двуглавый орел очень много где был гербом

А я вот только сейчас обнаружила, что герб РФ и герб Габсбургов это одно и то же, двуглавый орел. А почему, никто не знает?

А обратите внимание на 6. Замок с прохудившейся крышей: кроме одиноко стоящей фигуры человека на берегу - вокруг ни души... И это при общей густонаселённости картины ;) А теперь посмотрим на картину в целом и увидим смысловые связи частей композиции: по диагонали от безлюдного замка - столпотворение, суета; в то время как "дорога к храму" обозначена мерным движением фигур, включая изображения Марии и Иосифа... Вот такая схема образов ;)

Кааакие ворóны на крыше...

Потрясает детальность живописи Брейгеля. И только благодаря Вам удалось увидеть все детали наполненного жизнью мира.

благодарность

Спасибо огромное!!!

Спасибо! Действительно, все эти детали удалось рассмотреть только благодаря вам.

18. Заинтересовался, что за меч такой странный с зазубринами. Подумал, может версия фламберга. Поискал по источникам. Не нашел. Видимо, всё прозаичнее. Это такая пила - одноручная. Что логично, учитывая что Иосиф - плотник. Да и коловорот у него за поясом.

на 13 мужчины судя по всему с дороги. одеты тепло, идут устало, но неторопливо. мечи в руках явно на случай самообороны в дороге. на воинов они не похожи.

на 12 интересно, что судя по всему муж несет ребенка, а супруга весь нехитрый скарб, включая довольно-таки добротный двуручный меч.

Edited at 2016-02-17 01:27 am (UTC)

18 я думаю пила для пилки льда. Вроде такой.

похожа, да. тогда вопрос, зачем она плотнику?

Вокруг лед, пилить есть чего. А вот пустят ли его плотничать в чужом городе - большой вопрос.

Такой климат был в Голландии в 9-12 веках

  • 1
?

Log in